В случае ограбления сейфовых ячеек суды стали все чаще заставлять банки возмещать потребителям стоимость пропавших ценностей. Эксперты отмечают, что новая судебная практика может толкнуть банки на перестрахование ответственности.
Ограбления банков происходят в России несколько раз в год. Ответственность за криминальные инциденты отражается не только на кредитных организациях и их репутации, но и на потребителях.
Банк за сейф не отвечает
Банковские ячейки часто используют для хранения денег по сделкам с недвижимостью как непосредственные продавцы и покупатели, так и риелторы.
Раньше если в ходе вооруженного нападения на банк вскрывали сейфовые ячейки, риск падал на потребителя.
«Восстановить потери клиентам банка в случае ограбления банка и взлома банковских ячеек крайне тяжело», — отметил Максим Козаков, аналитик «Инвесткафе».
Максим Козаков добавил, что «привлечь банк к ответственности и взыскать с него по полной программе можно только в том случае, если получится доказать огрехи в данном деле со стороны банка, например недостаточную охрану, сломанные замки, халатность в отношении безопасности хранилища».
Чаще всего банки заключают с клиентами договор аренды сейфовой ячейки. В этом случае по Гражданскому кодексу потребители должны доказывать, какие ценности и в каком размере они заложили в ячейку.
Можно заключать договор хранения в сейфовой ячейке, тогда составляется опись ценностей и банки в случае утраты обязаны возместить все, что в ней указано. Но далеко не все кредитные организации предоставляют клиентам такую альтернативу.
Петербургский прецедент
Недавно Верховный суд в решении по конкретному делу создал, по сути, образец для всех судов общей юрисдикции, возместив ущерб и по договору аренды.
Несмотря на то, что в России в полной мере не действует прецедентная система, пример Верховного суда дошел и для низших инстанций.
Так, в Петербурге суд впервые в стране решил, что банк ответственен за утрату сейфовых ценностей, несмотря на вид договора и обеспечение охраны.
Суд рассмотрел иск одного из клиентов коммерческого банка «Холдинг-кредит» к финансовой организации о возмещении утраченных ценностей и компенсации морального вреда.
Деньги клиент банка потерял
Районный суд решил, что клиент с помощью свидетелей и договора купли-продажи недвижимости доказал, сколько средств было заложено в ячейку, и потому банк обязан их возместить. Кассация оставила решение в силе.
Впрочем, в банке «Холдинг-кредит» Firstnews рассказали, что будут обжаловать решение в порядке надзора.
«Не понятно, чем суд руководствовался, вынося определение об оставлении решения первой инстанции в силе», — сообщили представители банка.
Представитель истца, напротив, выразила надежду, что судебная практика теперь изменится и будет более справедливой для граждан.
«Банк в любом случае должен обеспечить неприкосновенность хранилища — идет ли речь о договоре хранения или аренды. Это не камера хранения на вокзале и банкам платят за пользование ячейками», — полагает представитель клиента банка в суде адвокат Ольга Сиринова.
Профилактика для клиентов
Чтобы недопонимания между клиентами и банками не возникали, юрист советует следить, чтобы банки заключали классический договор хранения.
«Тогда услуги кредитной организации дороже, но банк подписывается под списком вложений, который делает клиент», — подчеркнула Ольга Сиринова.
Юрист добавила, что если же все-таки банк клиента самостоятельно допускает к работе с ячейкой и описной лист не подписывается, то теперь и в этой ситуации можно привлечь банк к ответственности.
Страховка для банков
Обезопасить себя могут не только клиенты, но и банки, полагают эксперты. Хотя аналитик консалтинговой компании Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андрианова отмечает, что это не такие уж частые ситуации и в масштабах банка суммы возмещения не являются критическими.
«Скорее всего, ничего страшного для банковской системы не произойдет», — оценила перспективы эксперт. «Самый вероятный вариант развития ситуации, что банки начнут страховать ответственность, и все риски, в конечном счете, лягут на страховые компании», — считает Екатерина Андрианова.
Елена АНИСИМОВА