Президент США и Конгресс по-прежнему не могут договориться об условиях повышения потолка государственных заимствований. Сейчас представители республиканцев и демократов разрабатывают несколько конкурирующих планов по борьбе с дефицитом, по обоим планам пока известны лишь некоторые детали, сообщает газета The Wall Street Journal.
Один из планов представляет спикер палаты представителей Джон Бонер. Согласно ему, предлагается сокращение дефицита бюджета на 1,2 трлн долларов за 10 лет и рост потолка заимствований в два этапа: один, который позволит правительству расплачиваться по счетам до конца 2011 года, и второй в январе 2012 года, зависящий от советов комиссий Конгресса.
Представители демократов считают, что шестимесячное увеличение лимита госдолга принесет слишком много неопределенности для финансовых рынков, и настаивают на немедленном поднятии «долгового потолка» сразу на 2,4 трлн долларов до конца 2012 года. США достигли потолка госдолга в 14,3 трлн долларов в мае 2011 года. Правительство США было вынуждено приостановить взносы в два крупнейших госфонда: Фонд социального обеспечения по инвалидности и Пенсионный фонд госслужащих. Эти меры должны были позволить США дотянуть без техдефолта до 2 августа.
До последних дней финансовые рынки упорно игнорировали новости о долговых дебатах, оценивая их как политический театр, отмечает WSJ: «Доходность казначейских облигаций падала, так как люди набросились на них в поисках безопасности на фоне европейского долгового кризиса. Сильные отчетности подтолкнули вверх рынок акций». Но по мере затягивания споров по условиям повышения потолка госдолга, доходность по американским 10-летним казначейским облигациям пошла в рост: в понедельник доходность госбумаг растет на 1,5 базисных пункта до 2,979%, спред к германским гособлигациям расширился до 17 базисных пункта.
«Основной сценарий для большинства инвесторов — они [правительство и политики США] договорятся. Я не думаю, что инвесторы готовятся к риску — это как готовиться к радиоактивному дождю. Риск не может быть застрахован. Нормальный риск страхуется, но страховки угроз таких рисков не представляются возможными», — заявил агентству Reuters стратег по инструментам с фиксированной доходностью инвестбанка Sarasin Алессандро Би.
«Вероятность технического дефолта для Казначейства США в начале августа быстро увеличивается, и такой инцидент будет травматичен для рынков, но мы подозреваем, что по рискованным активам это ударит сильнее, чем по казначейским облигациям», — пишут в аналитическом обзоре стратеги Lloyds Bank.
Технический дефолт ударит по кредитному рейтингу США, который сейчас является максимально высоким. Это снизит его, по меньшей мере, до уровня выборочного дефолта, считает Reuters. Те держатели бумаг, которые обязаны иметь в портфеле только бумаги с рейтингом Ааа по регуляторным причинам, вероятно, будут вынуждены избавляться от американских бондов.
Впрочем, одобрение политиками роста лимита госдолга США в последний момент также может быть неприятностью для рейтингов страны. Правительство США может потерять рейтинг Ааа, даже если законодатели придут к единому мнению по долгу, заявил агентству Bloomberg Мохамед Эль-Эриан, возглавляющий крупнейший в мире облигационный фонд Pacific Investment Management Co (PIMCO).
«С большой степенью вероятности в последний момент политический компромисс позволит избежать дефолта, но это оставит рейтинг Ааа чрезвычайно уязвимым, — считает Эль-Эриан. — Фондовые рынки по всему миру будут закладывать в цену премию за большую неопределенность
В глазах крупных международных игроков проблемы с долгами периферийных стран еврозоны, а теперь лимит госдолга США перевешивают хорошие фундаментальные показатели отдельных «локальных» рынков, таких как Россия, говорит BFM.ru Ариэл Черный, аналитик «Allianz РОСНО Управление активами». «В результате мы видим отток средств из фондов, инвестирующих в российские активы, — отмечает аналитик. — Если риск техдефолта все-таки реализуется, в краткосрочной перспективе последствия для российского рынка будут весьма серьезными: бегство, пусть даже кратковременное, инвесторов из рисковых активов приведет к глубокой коррекции на рынке».
Сильнее других могут пострадать компании, имеющие высокую долговую нагрузку и активнее, чем их конкуренты, привлекающие средства на зарубежных рынках, полагает Черный, все же оценивая вероятность наступления технического дефолта как весьма низкую.
Отголоски дефолта будут слышны в России, Китае, Японии и Англии
Сейчас Россия является девятым по величине зарубежным держателем американских долговых бумаг, по данным Минфина США на конец мая 2011 года, — 115,2 млрд долларов. Крупнейшими держателем американского долга является Китай (около 1,16 трлн долларов), Япония (912,4 млрд долларов) и Великобритания (346,5 млрд долларов).
Непосредственной прямой угрозы для российского финансового рынка возможность технического дефолта по обязательствам Казначейства США не представляет, считает аналитик «Allianz РОСНО Управление активами». «Вложения российских частных инвесторов в американские гособлигации крайне малы. Государство и Банк России владеют в составе международных валютных резервов американскими государственными облигациями на сумму около 150—200 млрд долларов США. Всего в резервах около 525 долларов, из которых 40 с небольшим процентов номинировано в долларах, и практически вся долларовая часть резервов вкладывается в государственные облигации, — говорит Ариэл Черный. — Как правило, возможные колебания стоимости резервов не оказывают большого влияния на ситуацию на финансовом рынке».
Основная угроза для России не в том, что часть резервов хранится в долговых бумагах США, а в ухудшении общемировой конъюнктуры на финансовых рынках, полагает старший аналитик по облигациям и денежному рынку ИГ «Норд Капитал» Максим Зайцев. «Технический дефолт в США может спровоцировать дефолты прежде всего в муниципальных облигациях, а затем в корпоративном секторе, — предполагает Зайцев. — В итоге, подобная цепная реакция может докатиться и до развивающихся рынков, в том числе и России, откуда нерезиденты в массовом порядке начнут выводить капитал, что мы наблюдали в 2008 году».
Такой сценарий может спровоцировать девальвацию рубля, рост процентных ставок и дефолты по корпоративному сектору в России со всеми вытекающими последствиями в виде снижения уровня доходов населения и увеличения безработицы, опасается эксперт.
«В свою очередь, соглашение, когда оно, наконец, будет принято, может дать старт новому периоду роста российских фондовых индексов — судя по фундаментальным показателям, мы имеем для этого все основания», — говорит аналитик «Allianz РОСНО Управление активами».
Наталья ИЩЕНКО