Власти Мурманской области всерьез озаботились созданием инфраструктуры для освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе РФ. Как стало известно «Ъ», один из реализуемых в регионе проектов предполагает создание сервисной компании с участием группы Газпромбанка и ряда зарубежных компаний. Проект общей стоимостью более $20 млрд предполагает строительство до 2020 года 20 морских нефтегазодобывающих ледостойких платформ и 50 судов для обеспечения морских офшорных объектов. Впрочем, в самом Газпромбанке утверждают, что его вклад в финансирование мурманского проекта с ним пока не обсуждался.
О том, что группа Газпромбанка участвует в создании сервисной компании по обслуживанию нефтегазовых проектов на арктическом шельфе РФ, следует из концепции проекта (имеется в распоряжении «Ъ»). Согласно документу, предполагается создание «производственно-технической базы и инфраструктуры для строительства и сервисного обслуживания морского оборудования и транспорта, которые предназначены как для работ на глубоководье, так и в транзитных зонах глубоководья». Речь, в частности, идет о строительстве «под ключ» 20 морских нефтегазодобывающих ледостойких платформ (общий бюджет — $20 млрд) и сервисного флота в количестве 50 судов для обеспечения морских офшорных объектов — плавучих жилых модулей и модульных электростанций (до $1,5 млрд).
В качестве потенциальных заказчиков в документе называются «Газпром» (планирует строительство пяти-десяти буровых платформ на шельфе в период до 2020 года) и «Роснефть» (две-четыре платформы до 2020 года). Также предполагается, что услугами новой компании могут воспользоваться НОВАТЭК и Total в рамках реализации проекта «Ямал СПГ». Создаваемая сервисная компания готова взять на себя строительство технологических блоков завода по производству сжиженного природного газа и платформ для добычи газа, говорится в презентации.
Предполагается, что проект будет реализован в портовой особой экономической зоне Мурманск. «Организация производственной базы поддержана правительством Мурманской области, а также руководителями местного судостроительного завода 35, который входит в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), и «Нерпы» (также входит в состав ОСК.— «Ъ»)»,— говорится в документе. Впрочем, сама корпорация в качестве участника консорциума в нем не упоминается. Помимо Газпромбанка и Объединенных машиностроительных заводов (ОМЗ, банк контролирует 85% акций группы) в проекте предполагается участие холдинга «Уралмаш Нефтегазовое оборудование» (СП подконтрольного Газпромбанку «Уралмаша» и инвестгруппы UCP Ильи Щербовича), а также инжиниринговой компании «Проектные технологии». Кроме того, в качестве потенциальных зарубежных партнеров называются сингапурская Keppel FELS, корейская Samsung Heavy Industries и китайская TSC Offshore.
Впрочем, в самом Газпромбанке утверждают, что его роль в мурманском проекте сильно преувеличена. «От Газпромбанка таких предложений не направлялось. В банк обращалась компания «Проектные технологии» с предложением принять участие в потенциальном проекте строительства морских нефтегазодобывающих платформ в Мурманской области, в частности задействовать в их создании «Уралмаш НГО Холдинг» (производитель оборудования, предназначенного для бурения нефтяных и газовых скважин.— «Ъ»). Этот вопрос пока находится в стадии предварительного обсуждения»,— заявили вчера «Ъ» в пресс-службе Газпромбанка, уточнив, что «вопросы финансирования проекта с банком не обсуждались». Представители «Проектных технологий» были вчера недоступны для комментариев.
Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко согласен с тем, что проект находится на ранней стадии реализации. «Распределение долей в сервисной компании будет зависеть от зарубежных партнеров, целый ряд компаний проявляют интерес к проекту. Участники еще будут вступать в различные альянсы, но без ОСК реализовать его нереально. Мы завершаем межевание территории 35-го завода, в результате чего выделим участок под высокотехнологичное производство, где будет проходить модульная сборка морских платформ»,— говорит господин Дмитриенко. Губернатор утверждает, что ОСК в курсе происходящего, поскольку он не раз обсуждал проект с главой корпорации Романом Троценко и его представитель сейчас работает в Мурманске.
Вчера глава пресс-службы ОСК Алексей Кравченко заявил «Ъ», что «пока не располагает информацией о данном проекте». Ранее ОСК неоднократно заявляла о планах по созданию собственной сервисной компании под арктические проекты. Так, в принятой в конце прошлого года концепции развития ОСК о строительстве буровых и добычных платформ и специализированных судов ледового класса для освоения Арктики говорится как об одной из «приоритетных отраслевых ниш». Там же упоминается о «необходимости создания комплексной базы обслуживания и технического обеспечения на площадях мурманского филиала ОАО ЦС «Звездочка» и СРЗ-35».
Участники рынка сомневаются, что мощности 35-го судозавода и «Нерпы» позволят реализовывать столь масштабную программу, заявленную в презентации. «Такую программу мог бы выполнить «Севмаш» (северодвинское судостроительное предприятие входит в ОСК.— «Ъ»), тем более что в рамках строительства платформы «Приразломная» за счет «Газпрома» на «Севмаше» было переоборудовано металлообрабатывающее производство»,— отмечает собеседник «Ъ». Напомним, что «Приразломная», которая сейчас достраивается на 35-м судозаводе, первая ледостойкая платформа для бурения и добычи на арктическом шельфе, спроектированная в России.
Елена КИСЕЛЕВА