Новоиспеченные защитники интересов инвесторов должны будут не только помогать предпринимателям решать их проблемы, но и бороться с системными административными барьерами. Эксперты в эффективности механизма не уверены и полагают, что решение властей — очередная попытка настраивать экономику вручную, вместо того чтобы принимать системные решения.
Вчера в Сочи Дмитрий Медведев подписал распоряжение о закреплении статуса инвеступолномоченных за семью заместителями полпредов президента в федеральных округах и помощником полпреда президента в ЦФО. По задумке президента, уполномоченные должны стать связующим звеном между бизнесом и представителями исполнительной власти в регионах, говорящих зачастую между собой на разных языках. При этом омбудсмены должны будут не только заниматься переводом с бизнес-языка на чиновничий и обратно, но и решать системные административные барьеры, являющиеся самым большим «пугалом» для инвесторов.
«Вы должны обеспечить оперативное рассмотрение вопросов, которые будут у инвесторов, возникающих у них трудностей, а также нужно будет выявлять и устранять причины возникновения этих трудностей, особенно если речь идет о системных препятствиях», — сделал наставление омбудсменам Дмитрий Медведев, подчеркнув, что они не должны превращаться в «альтернативных прокуроров по инвестиционным вопросам», закручивающих бюрократические гайки.
По словам главы государства, две трети преград для ведения бизнеса находится не в Москве, а в регионах. Именно поэтому на помощь федеральному омбудсмену, роль которого уже почти год исполняет первый вице-премьер Игорь Шувалов, должны прийти региональные. Чиновники возлагают на новый институт огромные надежды, считая, что при добросовестной работе инвеступолномоченных ситуация с пугающим оттоком капитала из страны наконец переломится, а инвесторы перестанут бояться приходить в регионы.
К тому же есть пример удачной работы института федерального омбудсмена. За прошедший год содействие получили 52 крупные иностранные компании. Эффективно работать над устранением системных барьеров научились в Москве, Калужской области, Татарстане и Ростовской области. В аутсайдерах оказалась Брянская область, где, по выражению источника РБК daily, знакомого с ситуацией, «система содействия бизнесу нуждается в серьезном анализе».
«Деятельность инвестиционного омбудсмена не только направлена на решение конкретных проблем отдельных компаний. Мы должны минимизировать условия для возникновения этих проблем в будущем для всех инвесторов. Для этого нужно совершенствовать законодательство, а также стараться переориентировать чиновников на самостоятельное выявление проблем и их устранение», — отметили РБК daily в секретариате Игоря Шувалова.
Эксперты реагируют на создание нового института менее воодушевленно. «При системной работе улучшение инвестклимата в регионе начинает проявляться через три-пять лет», — не ждет скорых результатов Дмитрий Трофимов из «МЭФ-Аудит».
«Трудно оценить эффективность инвеступолномоченных в регионах, так как это практически единственный механизм участия государства в привлечении инвестиций. В остальном госорганы вступают в роли «пугала» для капиталов», — считает аналитик «Инвесткафе» Алексей Пухаев. По его мнению, спрогнозировать, как будет выглядеть система после 2012 года, весьма сложно, однако если начнется планомерное выстраивание независимого механизма, который будет выступать «медиатром» между инвесторами и властью, то он может быть эффективен.
Минусы новой системы, по мнению профессора РЭШ Натальи Волчковой, можно увидеть уже сейчас. Во-первых, инвеступолномоченных в первую очередь будут привлекать крупные проекты, что сыграет не в пользу развития малого и среднего бизнеса. Во-вторых, появление региональных омбудсменов — механизм ручного управления, подменяющий решение системных проблем.
«Изначально ситуация находится в формате ручного управления, — подчеркивает представитель
Анастасия ЛИТВИНОВА