Большинство фондовых индексов вчера упали: Dow Jones Industrial потерял 2,6%, S&P 500—2,8%, сводный европейский индекс STOXX 600, английский FTSE 100 и немецкий DAX — 3,4%. Нефть Brent подешевела на 2,6% — до $110,2 за баррель (на 20.30 МСК). Одним из немногих рынков, закрывшихся в плюсе, стал японский (Nikkei 225 прибавил 0,2%) — благодаря действиям Банка Японии: его валютные интервенции опустили курс иены ниже 80 иен/$, он также пообещал увеличить программу выкупа активов в 1,5 раза. Российский рынок не стал исключением. Индексы РТС и ММВБ потеряли 0,4 и 2,1%.
Август исторически очень тяжелый месяц для рынков акций, говорит директор по инвестициям Pioneer Investments Сергей Григорян, а сейчас
Проблем хватает. В июле уверенность европейского бизнеса падала во всех секторах, показал сводный индикатор экономических настроений Еврокомиссии: он снизился на 2,2 пункта до 103,2 п. Бизнес стагнирует даже в главной экономике еврозоны, Германии, где ранее фиксировался наиболее сильный рост, отмечает Дженнифер Маккеоун из Capital Economics. Евростат ожидает снижения инфляции в июле с 2,7 до 2,5%, но и это выше среднегодового ориентира ЕЦБ в 2%.
На рынках растут опасения, что ослабление экономик, в первую очередь Италии и Испании, выйдет
Подобные опасения сильны не только в Европе, на этом сфокусировано и правительство США, считает Ризуэн Хуссэйн из Morgan Stanley. Хотя США приняли решение о повышении планки госдолга и сняли вопрос о дефолте, агентство Moodys поместило рейтинг страны на пересмотр с негативным прогнозом. Статистика продолжает убеждать инвесторов в замедлении восстановления экономики, отмечают аналитики «Тройки диалог». Индекс промпроизводства США в июле снизился до 50,9 пункта при прогнозе 54,3. Потребительские настроения сейчас хуже докризисных, отмечает Николас Сноудон из Barclays Capital. Похоже, страхи взяли верх на обоих континентах, резюмирует Хуссэйн (цитата по Bloomberg).
Чтобы снизить напряженность на финансовых рынках, ЕЦБ 11 августа после почти полуторалетнего перерыва начнет накачивать банки деньгами — выдавать им шестимесячные кредиты, сообщил вчера председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише. Программа будет действовать до 1 марта.
До сих пор ЕЦБ настаивал, что замедление европейской экономики носит временный характер, но теперь ему пришлось признать, что это надолго, отмечает Маккеоун. Правительствам явно придется взять паузу в ужесточении кредитно-денежной политики, считает Питер Ванден Хут из ING. Инвесторы по всему миру ждут сильной корректировки экономической политики, причем не только в Европе, отмечает Майкл Гурка из Spectrum Asset Management.
Cитуация на финансовых рынках также обострилась. Европейские банки увеличили средства на депозитах в ЕЦБ во вторник до максимального с февраля уровня в 104,9 млрд евро против 49,9 млрд в прошлую пятницу. Вырос и объем недельных кредитов центробанка — с 164 до 172 млрд евро. Этот незначительный на первый взгляд рост весьма показателен, поскольку обычно в это время снижается спрос на кредиты, отмечает Ирена Секульска из Nomura International.
Стоимость фондирования в долларах выросла: трехмесячная межбанковская процентная ставка в Европе выросла на 30 б. п. к июлю и сейчас на 63 б. п. выше, чем в США (данные Morgan Stanley). Правда, спред пока невелик по сравнению с показателями после банкротства Lehman Brothers в сентябре 2008 г. — более 200 б. п.
Участники российского рынка пока не ждут ничего хорошего. График российских индексов выглядит угрожающе, уже был пробит целый ряд технических показателей и, прежде чем наступит некая стабилизация, рынок может пойти вниз еще на 5—10%, говорит управляющий фондом «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. Коррекция продолжится, согласен Григорян: пока индекс ММВБ выше 1600 пунктов, беспокоиться особо не о чем, но если этот уровень будет пробит, то индекс может достичь 1450 пунктов. При этом нынешняя динамика индекса полностью повторяет прошлогоднюю, отмечает он, надеясь, что во второй половине августа «будет формироваться дно, на котором среднесрочные инвесторы могут заходить в рынок».
Меньшее из зол
В Европе ситуация гораздо хуже
Екатерина КРАВЧЕНКО, Михаил ОВЕРЧЕНКО, Антон ТРИФОНОВ