Крупнейшими владельцами вагонов после РЖД и ее «дочек» в конце первого полугодия 2011 года стали лизинговые компании, принадлежащие госбанкам, следует из материалов монополии и данных компаний, оказавшихся в распоряжении Рейтер.
Вагонный парк в собственности «дочки» госбанка ВТБ компании ВТБ-Лизинг на 1 июля 2011 года составлял 45.826 единиц, сообщил Рейтер представитель компании по электронной почте.
У этой компании самый большой «частный» парк после РЖД и ее грузовых «дочек» Первой и Второй грузовых компаний (ПГК и ВГК), свидетельствуют данные Главного вычислительного центра РЖД о собственниках парка на начало июля, предоставленные Рейтер несколькими игроками рынка.
По их словам, эти данные учитывают в том числе вагоны, находящиеся в финансовом лизинге у частных компаний.
Представитель РЖД отказался комментировать эти данные.
Лизинговая компания, принадлежащая еще одному госбанку, занимает и вторую строчку рейтинга: по словам представителя Сбербанк-Лизинга Олега Гамова, компания владеет более 42.000 вагонов.
Парк крупнейшего частного железнодорожного оператора Глобалтранса насчитывал в начале июня лишь 31.000 вагонов (по данным на другую дату — 33.000), следует из материалов.
В топ-10 может попадать еще одна лизинговая компания — ВЭБ-Лизинг, у которой по данным агентства Infoline, на начало этого года было более 33.000 вагонов.
«Крупнейшими сделками 2010 года для компании ВЭБ-Лизинг были приобретение более 75 процентов парка лизинговой компании Инпромлизинг и 20.000 полувагонов на аукционе РЖД, которые были переданы в операционный лизинг Независимой транспортной компании», — говорит глава Infoline Михаил Бурмистров.
Госбанки с преимуществами
Лизинговые игроки начали скупать вагоны в 2009—2010 годах, когда цены на подвижной состав падали, а спрос со стороны частных операторов был слабым, говорит начальник управления маркетинга Трансгаранта (принадлежит Fesco) Александр Метелкин.
Переход вагонного парка в собственность лизинговых компаний — естественный процесс, считает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.
«Доходность вагона у железнодорожного оператора сейчас — не ниже 25 процентов, ее вполне хватает для уплаты лизинговых платежей».
В мире собственники вагонов делятся на три категории — государство, лизинговые компании и транспортные компании, принадлежащие промышленным предприятиям, говорит он, специализированные железнодорожные операторы — редкое явление.
«Покупка вагонов — капиталоемкое вложение, которое может быть не под силу оператору и интересно лизинговым компаниям», — говорит Саакян.
Крупнейшие игроки не собираются избавляться от этого бизнеса. «Важнейшей целью компании является дальнейшее развитие бизнеса в сегменте железнодорожной техники», — говорится в ответе ВТБ-Лизинга на вопрос о планах дальнейшей покупки вагонов.
Однако крупные лизинговые компании государственных банков с хорошими финансовыми возможностями имеют преимущество перед частными операторами при покупке вагонов, что может быть причиной искусственного роста рыночных цен, считает главный редактор бизнес-справочника Российский транспорт Алексей Екимовский.
По его словам, стоимость одного полувагона сейчас вернулась к докризисной цене 2008 года — около 2,5 миллиона рублей.
«Они не смотрят на окупаемость, у них хороший административный ресурс, они знают, что если
Уход парка в лизинговые компании — одна из причин дефицита вагонов на рынке и роста цен на них, и в итоге — роста цен на железнодорожные перевозки, говорит он. Операторам, которые, возможно, хотели бы покупать вагоны сами, приходится брать их в лизинг у тех же ВТБ и Сбербанка, что в итоге приводит к росту тарифов на перевозки.
Но крупнейшие лизинговые компании сильно рискуют, наращивая свой парк, считает Екимовский. Сдача вагонов в аренду будет приносить хорошую прибыль ровно до тех пор, пока растут перевозки и пока есть дефицит вагонов, но РФ уже в ближайшее время может столкнуться с переизбытком парка, поскольку новую систему управления железнодорожными вагонами различных собственников выстроить пока так и не удалось, а инфраструктура имеет системные ограничения пропускной способности.
Глеб СТОЛЯРОВ