Максимальный объем кредитов банкам от ФРС в кризис достигал $1,2 трлн, подсчитало Bloomberg. Отчасти банки могли обходиться и без этих средств, но их привлечь было дешевле.
Десять крупнейших банков США, заработавших в 2006 г. рекордные $104 млрд прибыли, в 2008 г. были вынуждены взять у Федеральной резервной системы США (ФРС) взаймы $669 млрд по семи антикризисным программам, подсчитали эксперты Bloomberg. Долгое время эта информация оставалась секретной. Для сравнения: минфин США в кризис инвестировал в эти банки $160 млрд. Спрос на средства по программам ФРС достиг пика 5 декабря 2008 г. — в этот день на балансах банков было $1,2 трлн таких ссуд. Это почти втрое больше, чем дефицит федерального бюджета США в 2008 г., и больше совокупной прибыли банков, входящих в систему федерального страхования, за 2000—2010 гг. Предыдущий рекорд был зафиксирован на следующий день после терактов 11 сентября 2001 г. и составил $46 млрд. «Это колоссальные суммы, — говорит Роберт Лайтан, бывший сотрудник минюста США, расследовавший причины кризиса сберегательных и кредитных ассоциаций. — Речь о том, что финансовая аристократия США пошла бы на дно без денег ФРС» (цитата по Bloomberg).
По данным самой ФРС, она не зафиксировала «кредитных потерь» по антикризисным программам. По программам, действовавшим с августа 2007 г. по декабрь 2009 г., ФРС заработала $13 млрд в виде процентного дохода и комиссионных.
Через две недели после банкротства Lehman Brothers в сентябре 2008 г. Morgan Stanley получил $9 млрд от Mitsubishi UFJ Financial Group в виде инвестиции в капитал. «Эта инвестиция еще сильнее укрепит положение с капиталом и ликвидностью Morgan Stanley», — заявил тогда банк. Но в тот же день объем кредитов ФРС на балансе банка достиг максимума — $107,3 млрд, сообщает Bloomberg. Эти деньги были почти всеми денежными средствами, доступными банку в тот момент, и почти втрое превышали совокупную прибыль, заработанную им за предшествующие 10 лет.
Осенью 2008 г. в качестве обеспечения по кредитам ФРС стала принимать не только казначейские, корпоративные и надежные ипотечные бонды, но и бросовые облигации и даже акции. В сентябре 2008 г. Morgan Stanley взял по программе ФРС $61,3 млрд, оставив в виде обеспечения $66,5 млрд, в том числе $21,5 млрд акциями, $6,68 млрд бросовыми бондами и $19,5 млрд в виде активов с «неизвестными рейтингами».
Даже банки, пережившие кризис без правительственных инвестиций в капитал, пользовались программами ФРС, поскольку по ним была обещана конфиденциальность (см. график на стр. 01). Для Barclays максимальный объем заимствований составил $64,9 млрд, для Deutsche Bank — $66 млрд.
Обычно ставки по программам ФРС выше рыночных. Но в октябре 2008 г. ФРС выдала $113,3 млрд 28-дневных ссуд под 1,1% по сравнению с 3,8% на межбанковском рынке. Тогда Bank of America и Wachovia взяли по $15 млрд, Royal Bank of Scotland — $10 млрд.
Citi оказался одним из самых «хронических» заемщиков — банк пользовался программами ФРС с августа 2007 г. по апрель 2010 г. В январе 2009 г. Citi работал с шестью программами одновременно, сообщает Bloomberg.
JPMorgan брал кредиты только «по просьбе ФРС, чтобы мотивировать других», утверждает гендиректор банка Джейми Даймон.
Три года на поиск
Еще в 2008 г. Bloomberg и другие западные СМИ требовали, чтобы ФРС в соответствии с законом о свободе информации раскрыла данные о заемщиках по антикризисным программам. После отказа ФРС вмешался конгресс, и в марте 2011 г. суд обязал эту информацию раскрыть. Еще часть информации ФРС обнародовала по требованию закона Додда — Фрэнка. В совокупности ФРС раскрыла документы объемом 29 346 страниц по более чем 21 000 сделок.
Татьяна БОЧКАРЕВА