Пятничный отчет 2 сентября об уровне безработицы в США показал, что динамика создания новых рабочих мест в стране застыла на «мертвой точке». Однако экономисты предрекают, что все будет еще хуже, пишет корреспондент CNN Крис АЙСАЙДОР.
Столь негативные настроения экспертов объясняются тем, что высокий уровень безработицы — и признак, и одновременно причина грядущей новой рецессии в Соединенных Штатах.
Многие экономисты все еще не готовы утверждать, что рецессия будет, однако целый ряд экспертов повысили прогнозы вероятности таковой.
Экспертное сообщество обеспокоено тем, что неблагоприятная картина на рынке труда может заставить деловой и частный секторы экономики снизить расходы — а это худшее, что может случиться с американской экономикой, темпы роста которой снизились практически до нуля.
«Когда растет уровень безработицы, снижается уровень доходов населения. Падают доходы — падают продажи. Падают продажи — снижаются объемы производства. А когда снижаются объемы производства — растет уровень безработицы», — поясняет Лакшман Акутан, управляющий директор исследовательского института Economic Cycle Research Institute.
Из этого порочного круга крайне трудно вырваться. «Вы можете вовсю бить тревогу, но все равно вы ничего не сможете с этим поделать, будь вы президент, или конгресс, или центробанк», — добавляет Акутан.
Впрочем, новые рабочие места в США все-таки появляются, пусть и очень медленными темпами. Эксперт указывает на то, что для вхождения в рецессию количество рабочих мест должно начать уменьшаться.
Основная причина обеспокоенности экспертов заключается в том, что мер по укреплению ослабленного рынка труда не так уж много.
Федеральная резервная система (ФРС) США рассматривает возможность дополнительной поддержки рынка труда, однако даже председатель ФРС Бен Бернанке предупредил, что возможности американского регулятора ограничены.
На прошлой неделе Бернанке призвал конгресс США к сотрудничеству в данной сфере. Возможные фискальные меры по смягчению ситуации на рынке труда подразумевают либо увеличение государственных расходов, либо снижение налогового бремени.
Впрочем, республиканцы и демократы не могут достичь согласия по поводу того, когда же президент Обама обнародует новый план по борьбе с безработицей, не говоря уж о том, какие меры все-таки стоит предпринять.
«У Вашингтона недостаточно политической воли для стимулирования экономики. Экономика США очень больна и нуждается в лекарстве, однако, по большому счету, она предоставлена самой себе», — утверждает Карл Рикадонна, старший экономист американского подразделения Deutche Bank.
Но состоянием американской экономики обеспокоено не только экспертное сообщество. Индекс потребительской уверенности в августе нынешнего года упал до самой низкой отметки с момента пика кризиса 2008-го.
Старший экономист Wells Fargo Джон Силвиа отмечает, что риск сползания в рецессию будет сохраняться, пока большинство американских семей вынуждены жить в условиях низких заработных плат, растущих цен и постоянного снижения уровня благосостояния.
Силвиа оценивает возможность новой рецессии с вероятностью от 30% до 40%, хотя еще до опубликования отчета по рынку труда США в пятницу экономист придерживался прогноза в рамках от 20% до 30%.
«Значительная часть американцев так и не почувствовали никакого восстановления экономики. А сейчас мы ходим по тонкому льду. Экономика не переживет новых потрясений», — констатирует Силвиа.
Формально рецессия завершилась еще в июне 2009 года — во всяком случае, так утверждает Национальное бюро экономических исследований США. Однако исследования этой организации включают в себя весьма широкий спектр экономических индикаторов.
Но для обычных американских семей Великая рецессия никогда и не заканчивалась. Более того, согласно результатам опроса, проведенного CNN, восемь из десяти жителей США уверены, что экономика страны и поныне пребывает в состоянии рецессии.
Профессор Гарвардского университета Кен Рогофф говорит, что такая точка зрения совершенно оправдана. «Если подойти к этому вопросу разумно, то мы никогда и не выходили из рецессии. Если вы на три метра ушли под воду, а потом всплыли на полметра повыше, то вы все равно тонете. вопрос не в том, вырастет экономика на 1% или, наоборот, потеряет этот 1%. Дело совсем в другом», — заключает Рогофф.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru