На российском банковском рынке появился банк, проводящий смену стратегии по оригинальной схеме. В Юниаструм Банке отход от розничной бизнес-модели, некогда завязанной на систему денежных переводов «Юнистрим», и развитие кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) решили сопроводить сменой целых команд сотрудников среднего и младшего звена.
Об обновлении команды не только топ-менеджеров, но и рядовых сотрудников в Юниаструм Банке «Ъ» рассказали несколько источников, близких к банку. За последний год у Юниаструм Банка полностью сменился состав правления. «По моей информации, из порядка 80 отделений разного типа в Московском регионе уволились руководители около 70 отделений»,— рассказал один из источников «Ъ», близкий к Юниаструм Банку.
Юниаструм Банк на 1 июля занимал 45-е место по активам (86,75 млрд руб.) и 62-е по капиталу (7,97 млрд руб.) среди российских банков, согласно рейтингу «Интерфакса». Осенью 2008 года 80% акций Юниаструм Банка были приобретены Bank of Cyprus у основных владельцев — Гагика Закаряна и Георгия Пискова за $576 млн, что соответствовало коэффициенту 3,1 к капиталу банка.
«После смены собственников одной из задач, поставленных перед руководством Юниаструм Банка новыми владельцами, была оптимизация расходов, реализована эта задача была в том числе и через сокращение сотрудников фронт-офисов, в частности кассиров и операционистов»,— говорит один из источников «Ъ», близкий к банку.
В Юниаструм Банке подтвердили масштабную смену команды среднего и нижнего звена, объяснив ее переходом на новую бизнес-модель. Банк продолжит развивать розницу, сменив приоритеты. «Мы смещаем акценты в розничном бизнесе от денежных переводов в сторону кредитных карт и кредитов наличными»,— рассказал «Ъ» председатель правления Юниаструм Банка Евгений Туткевич. Система денежных переводов «Юнистрим», прежде принадлежавшая Юниаструм Банку, в сделку с Bank of Cyprus не вошла. До недавнего времени сеть отделений Юниаструм Банка была ориентирована на клиентов, осуществляющих денежные переводы, с переходом на новую стратегию ряд точек
Одновременной смены топ-менеджеров и среднего, и младшего персонала при смене стратегии развития в российских банках, менявших собственников, не припомнят. «После смены собственников у нас в банке происходило обновление команды, но постепенное,— указывает председатель правления ОТП-банка Алексей Коровин (в 2006 году Инвестсбербанк вошел в венгерскую группу OTP.— «Ъ»).— В целом нам удалось сохранить костяк команды в регионах». «Абсолют-банку (куплен бельгийской группой KBC в 2007 году.— «Ъ») после сделки долгое время удавалось сохранять команду топ-менеджеров»,— говорит руководитель розничного направления финансовой группы БКС Эмиль Юсупов (до апреля занимал пост зампреда правления Абсолют-банка).
Участники рынка соглашаются с целесообразностью смены стратегии Юниаструм Банка. «Разветвленная филиальная сеть Юниаструм Банка по-прежнему недозагружена, операционная эффективность находится на низком уровне: в 2010 году отношение операционных расходов к операционным доходам банка составило 77% — незначительное улучшение против 82%, показанных годом ранее»,— говорит аналитик агентства Moody`s Ольга Ульянова. Однако смена команды розничного блока на среднем и низшем уровнях уже приводила к тому, что в конце августа многие московские отделения Юниаструм Банка столкнулись с нехваткой сотрудников, на которую жаловались клиенты на банковских форумах.
Дарья ЮРИЩЕВА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Василий НАНТАЙ