Вчера Банк России опубликовал новое положение «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». В нем отсутствуют такие ключевые определения для рынка пластиковых карт, как «эмиссия» и «процессинг», а также не приведена форма отчетности по картам перед ЦБ. Теперь банкиры не понимают, в каких случаях они окажутся нарушителями этого положения.
Вчера в «Вестнике Банка России» было опубликовано новое положение #266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Оно заменит принятое семь лет назад положение #23-П — основной нормативный документ для работы банков с пластиковыми картами. Стоит отметить, что работать над его новой редакцией в ЦБ начали практически сразу после выхода #23-П в 1998 году.
Тем не менее изменения в проект нового положения #266-П вносились до последнего момента. В итоговом документе, например, отсутствует понятие процессингового центра. При этом в одном из последних вариантов проекта положения, оказавшихся в распоряжении Ъ он присутствовал (см. Ъ от 26 января). Более того, из конечного варианта исчезло даже понятие «эмитент», согласно которому эмитентом должны были стать все банки, выдающие карты. В результате количество эмитентов должно было вырасти в разы за счет банков-агентов.
Последнее положение тогда вызвало наибольшие споры среди банкиров. В результате «эмитент» в положении упоминается лишь как «кредитные организации — эмитенты осуществляют эмиссию банковских карт». «Мне абсолютно непонятно, кто теперь является эмитентом»,— заявляет Ъ вице-президент Транскредитбанка Андрей Купцов. По мнению начальника управления платежных инструментов Русского банка развития Елены Дворовых, «это должно привести к упрощению процедуры эмиссии карт банкам, которые не имели возможности этим заниматься». Вместе с тем, продолжает Елена Дворовых, «не вполне понятно, разрешает ли Банк России эмитировать карты банкам, не имеющим лицензии на осуществление операции с физическими лицами».
Наибольшее же беспокойство у банков вызвало отсутствие указаний о форме отчетности банков по пластиковым картам. «Если в #23-П в приложении была форма ежеквартальной отчетности по операциям с картами для эмитентов и эквайреров,— удивляется Андрей Купцов,— то новое положение не говорит о том, нужно ли продолжать ее подавать в ЦБ или нет». Это особенно волнует банкиров с учетом того, что отчитаться по старой форме #250 банкам надо уже до 15 апреля.
По мнению банкиров, документ получился «очень обтекаемый».«В процессе адаптации к документу будет ясно, какие последствия повлечет за собой переработка и введение новых норм документа»,— заявляет начальник управления пластиковых карт Дельтабанка Яна Ликоренко. «Непонятно, устранит ли #266-П все противоречия старого положения»,— считает Елена Дворовых. Такого же мнения придерживается и Андрей Купцов: «Возможно, нам станет проще с ним работать. Однако еще непонятно, чем это обернется на самом деле».
Елена КОВАЛЕВА