Министерство связи в рамках развития научно-технического комплекса России собирается создать универсальное устройство, которое позволит мобильным телефонам выполнять роль пластиковых карт для оплаты товаров и услуг. Ведомство готово вложить в разработку 120 млн рублей, даже невзирая на то, что подобные технологии уже существуют во всем мире.
По замыслу министерства, через два года (на разработку технологии отводится от 580 до 780 дней) должен быть создан универсальный адаптер, который подходил бы для любого телефона или другого мобильного средства связи и позволял бы оплачивать государственные, банковские и розничные услуги.
Программный комплекс должен состоять из двух элементов: универсального абонентского устройства — присоединяющейся к телефону миниатюрной подложки, состоящей из электронных компонентов, и платежной карты с независимым элементом питания. Для проведения испытаний, которые должны начаться через 1,5 года, министерство предлагает создать по пять этих устройств, а также изготовить пять универсальных ридеров. Чиновники считают, что технология сделает взаимодействие потребителей с работниками торгово-сервисных и госпредприятий более удобным, мобильным и эффективным. «Основной областью применения комплекса должно стать построение новой инфраструктуры торгово-сервисных предприятий с целью повышения эффективности их работы и производительности труда работников торговли и сферы услуг», — говорится в документах министерства.
Впрочем, подобная услуга не только уже существует, но даже активно используется в России. Осуществлять мобильные платежи, прикладывая телефонный аппарат к считывающему устройству, позволяет технология Near Field Communication (NFC). Этот стандарт передачи данных был ратифицирован Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI — European Telecommunications Standards Institute) в 2008 году, а первые испытания мобильных кошельков прошли и вовсе в 2004 году. В Японии уже несколько лет расплатиться за вход в метро можно, приложив к турникету телефон. Московский метрополитен собирался начать тестировать такую технологию в 2009 году, но решил отложить проект на неопределенный срок, зато компания «Аэроэкспресс» в течение трех месяцев в конце 2010 — начале 2011 года тестировала приложение «Аэроэкспресс Мобайл», с помощью которого телефон, оборудованный функцией NFC (а это, строго говоря, почти каждый современный аппарат), мог вступать во взаимодействие с терминалом продажи билетов. О результатах работы в «Аэроэкспрессе» оперативно рассказать не смогли.
«Всем понятно, что банковские карточки рано или поздно начнут терять позиции, а им на смену придет какой-то девайс», — рассуждает гендиректор компании «Рекон» Александр Гризов. Поэтому многие компании начинают экспериментировать с разными форматами и технологиями, в том числе с NFC. Но, несмотря на то, что подобный формат передачи данных существует уже несколько лет, он все еще остается несовершенным и немассовым, поэтому серьезно вкладываться в развитие инфраструктуры для развития NFC не стремятся ни государственные, ни частные компании в мире. У Министерства связи, похоже, другой взгляд на проблему. Но официально свои планы там не комментируют.
Дарья ЧЕРКУДИНОВА