Еврокомиссия предложила Европарламенту с 2014 г. ввести налог на финансовые операции во всех 27 странах ЕС. За время кризиса на спасение банковского сектора было потрачено около 4,6 трлн евро из средств налогоплательщиков, заявил президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу: «Настало время возвращать долги». Этот налог позволит реанимировать государственные финансы в ЕС, подчеркнул он.
Налог будет приносить 57 млрд евро в год, подсчитали в Еврокомиссии. Это увеличит доходы еврозоны на 40%, прогнозирует управляющий партнер Wermuth Asset Management Йохен Вермут.
Финансовый сектор находится в выгодном положении по сравнению с другими: он не платит НДС и пользуется господдержкой, объясняет регулятор обоснованность сбора. Полученные от налогообложения деньги будут тратиться на общественные интересы, поэтому выиграют все — и граждане, и предприятия, считает Еврокомиссия. Меру одобряет 65% европейских граждан (опрос Eurobarometer).
Ставка налога может варьироваться: операции с акциями и облигациями облагаются сбором в 0,1%, производные инструменты — 0,01%. Новый налог предназначен для банков, инвестиционных, брокерских и страховых компаний, пенсионных и хедж-фондов. Граждан регулятор предполагает вывести
У Европы есть аргументы для введения такого сбора, считает руководитель ФСФР Владимир Панкин: финансовый сектор там превышает разумные пределы. Введение налога — великолепная идея, радуется Вермут: это шаг в сторону унификации управления еврозоной, что является главным условием для разрешения кризиса долгов и выпуска евробондов. Возможности для спекуляций банков с чужими деньгами снизятся, уменьшатся их прибыли, добавляет он. После введения налога часть финансового трейдинга уйдет с рынка ЕС в США и Юго-Восточную Азию и даже, возможно, в Россию, размышляет его коллега Сергей Эзимов. Введение налога может привести к оттоку средств в другие регионы, в том числе в Россию, соглашается Панкин, но преувеличивать значение этого фактора не стоит.
Введение налога на финансовые транзакции периодически обсуждается российскими чиновниками. В основах налоговой политики на 2012—2014 гг. такой меры не предусмотрено, сказал представитель Минфина. Еврокомиссия намерена добиться одобрения своей инициативы и со стороны cтран «двадцатки» в ноябре. Налог должен быть глобальным, говорит регулятор. В числе оппонентов налога — Великобритания, Швеция и Нидерланды. Чтобы налог был эффективным, нужно, чтобы его внедрили все мировые финансовые центры, что сделать будет сложно, резюмирует Панкин.
Не без потерь
Введение налога на финансовые операции будет стоить европейской экономике потерю 0,5% ВВП в долгосрочном плане, подсчитала Еврокомиссия. Его введение спровоцирует ухудшение ситуации во всей мировой экономике, обещал ранее министр финансов США Тимоти Гайтнер.
Екатерина КРАВЧЕНКО, Маргарита ПАПЧЕНКОВА