Ассоциация менеджеров и ИД «Коммерсантъ» представляют результаты ежемесячного опроса российских бизнесменов в рамках проекта по расчету индекса деловой активности. В мае мы отметили две инициативы российских властей. Первая касается создания национального Банка развития, согласно которой государство сможет больше тратить. Вторая — реформы пенсионной системы, согласно которой граждане смогут больше работать. Первую предприниматели сочли логичной с точки зрения государства как главного в стране собственника, но в экономическом плане малоэффективной. Вторую — крайне необходимой, но лишь по отношению к собственным компаниям.
Опрос был проведен в период с 29 мая по 6 июня. В опросе приняли участие 105 топ-менеджеров и собственников российских компаний.
Инвестиционный запал
Первым вопросом, предложенным нами для обсуждения российскому деловому сообществу в мае, стало подписание президентом России закона «О Банке развития». Банк развития создается в виде государственной корпорации на базе ВЭБа с уставным капиталом не менее 70 млрд руб., при этом уже через три года его капитал может вырасти в три раза и составить 200 млрд руб. Как предполагают в правительстве, значительный объем средств позволит банку финансировать реализацию крупных инфраструктурных проектов. Он сможет это делать либо через выдачу кредитов, либо путем вхождения в капитал коммерческих организаций. Для этого ему разрешено открывать банковские счета и осуществлять кредитную деятельность. В то же время законодатели освободили Банк развития от необходимости иметь банковскую лицензию, формировать какие-либо резервы и отчитываться перед ЦБ. Что же думает российское деловое сообщество относительно перспектив создания такой оригинальной структуры?
Для начала отметим, что мнения представителей российского бизнеса относительно того, для чего же, собственно, на самом деле государство создает Банк развития, разделились. Так, 59,5% опрошенных считают, что это делается с целью сокращения возможных убытков государства при реализации крупных инфраструктурных проектов, а еще 52,4% — для усиления его присутствия и контроля на финансовом рынке, как это было в случаях с отраслевыми гигантами — «Газпромом», «Роснефтью», «Рособоронэкспортом», объединенными авиа- и судостроительной корпорациями.
Лишь 16,6% респондентов полагают, что истинная цель государства — финансовое обеспечение осуществления крупных инфраструктурных проектов, а 9,5% — что получение прибыли.
В целом потребность российской экономики в создании Банка развития для финансирования крупных инфраструктурных проектов бизнес оценил как среднюю (45,2%). Пятая часть (21,4%) участников опроса отметила, что потребность высока, напротив, низкой ее считают 14,3%. Очень высокой ее назвали 11,9% респондентов и лишь 7,2% — очень низкой. В среднем, таким образом, выходит «выше среднего».
При этом деловые круги не верят, что Банк развития под управлением государства будет эффективно участвовать в крупных инфраструктурных проектах: так считает более половины (54,8%) опрошенных. Треть (33,3%) считает, что время покажет, какова будет реальная отдача, и лишь 11,9% уже сейчас верит в эффективное участие государства.
Также большая часть (52,4%) опрошенных представителей бизнеса считает, что госбанки не должны присутствовать на тех рынках, где эффективно работает частный капитал. Около трети (35,7%) полагает, что должны, а оставшиеся 11,9% затруднились с ответом.
Демографическая бомба
Второй майской «темой месяца» стала пенсионная реформа. В прошлом месяце министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что в ближайшие 10—15 лет отношение средней пенсии к средней зарплате не будет снижаться и сохранится на уровне 25%. А глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович заявил, что если решения по пенсионной системе не будут найдены в течение года, то отношение средней пенсии к средней зарплате в ближайшие годы упадет до 15—17%.
При этом сам президент Владимир Путин, выступая в конце апреля с ежегодным посланием Федеральному собранию, отметил, что, несмотря на бытующее мнение о необходимости увеличения пенсионного возраста в России, объективных предпосылок для его увеличения в нашей стране нет. Вместе с тем следует создать систему стимулов, чтобы люди при достижении пенсионного возраста добровольно могли продолжать трудовую деятельность, что должно вести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат.
Также в мае на заседании президиума совета по реализации нацпроектов первый вице-премьер Дмитрий Медведев представил концепцию демографической политики до 2025 года, согласно которой, если предпринимаемые правительством меры по преодолению демографического кризиса не дадут результата, власти намерены ввести послабления для мигрантов из стран СНГ и Прибалтики.
Итак, понятно, что проблема нехватки рабочей силы в ближайшей перспективе вышла уже на самый высокий политический уровень. Тем интереснее было узнать мнение по данному вопросу до сих пор остававшихся в информационной тени работодателей.
Выяснилось, что в целом бизнес поддерживает реформирование пенсионной сферы. Так, в отношении реформы пенсионного возраста половина (50,1%) участников опроса указала, что она необходима, но в отдаленной перспективе и постепенная. Треть (33,3%) полагает, что реформа нужна и в ближайшей перспективе, а 9,5% — что лишь в отдельных секторах экономики. Лишь 4,8% респондентов ответили, что реформа не нужна, а 2,3% затруднились с ответом.
Подавляющее большинство (80,9%) представителей отечественного бизнеса считает экономически целесообразным для своей компании введение «гибкого» возраста выхода на пенсию, позволяющего человеку самостоятельно решать: выйти на пенсию раньше и получать пенсию меньшего размера или позже и получать пенсию большего размера.
По вопросу, должны ли компании стимулировать своих сотрудников добровольно продолжать трудовую деятельность, бизнес уже не так единодушен. 38,1% считает, что этим должно заниматься исключительно государство, 33,3% — что сами компании, 28,6%, напротив, что именно компании не должны.
К тому, что в случае, если принимаемые правительством меры по преодолению демографического кризиса не дадут результата, власти намерены ввести послабления для мигрантов из стран СНГ и Прибалтики, бизнес отнесся настороженно. Более половины (52,4%) предпринимателей затруднились с ответом на вопрос, как они относятся к данной инициативе. 26,4% отнеслись положительно, а 21,4% опрошенных — отрицательно.
Сергей ЛИТОВЧЕНКО, Александр ДЫНИН, Ассоциация менеджеров; Петр РУШАЙЛО