Экс-президент Банка Москвы (БМ) Андрей Бородин, который обвиняется в мошенничестве с кредитами, по-прежнему владеет акциями банка. По неофициальной информации, ему принадлежит 4,51% акций банка через оффшор. Однако даже этот довольно крупный с учетом масштаба банка пакет уже в ближайшее время не будет стоить практически ничего.
Бывший президент Банка Москвы Андрей Бородин владеет 4,51% акций банка через компанию Plenium Invest, сообщил «Интерфаксу» источник, близкий к Банку Москвы.
«Безусловно, Plenium — компания Бородина, если внимательно посмотреть… Сомнений нет, что он (пакет акций в 4,5% — прим.) принадлежит бывшему менеджменту», — говорит собеседник.
По его словам, Банк Москвы подал заявление в правоохранительные органы с просьбой проверить условия формирования этого пакета акций. «Банк Москвы написал заявление в правоохранительные органы по поводу того, как этот пакет образовывался, со всеми необходимыми показаниями сотрудников», — отметил он.
Источник, близкий к Банку Москвы, подчеркнул, что, скорее всего, этот пакет акций практически ничего не будет стоить, так как в ходе предстоящей допэмиссии акций банка он размоется. «Чего он стоит? У Банка Москвы сейчас будет докапитализация, и он ничего не будет стоить», — сказал он.
Основной акционер Банка Москвы — группа ВТБ — не планирует выкупать этот пакет акций, отметил собеседник. «ВТБ не будет его выкупать. А зачем? По-хорошему это то, что ЦБ называет «ненадлежащие активы», — заявил он.
Смена собственника
В феврале этого года группа ВТБ выкупила у правительства Москвы 46,48% акций Банка Москвы, когда компанию еще возглавлял Андрей Бородин. В сентябре этот пакет у ВТБ приобрела его структура «ВТБ Долговой центр».
В конце сентября этого года группа ВТБ консолидировала 80,52% акций Банка Москвы. Акции приобретала структура госбанка «ВТБ Долговой центр» у миноритариев Банка Москвы. Консолидация акций также сопровождалась покупкой пакетов акций у структур Виталия Юсуфова и Сулеймана Керимова.
Так, бизнесмен Виталий Юсуфов продал группе ВТБ свои 19,91% акций Банка Москвы, которыми владел через кипрскую Losanp Trade. Причем Юсуфов приобрел этот пакет у бывших топ-менеджеров Банка Москвы Андрея Бородина и его советника Льва Алалуева. Эксперты на рынке так и не поняли, зачем Юсуфов выступил посредником между бывшим менеджментом и новыми собственниками Банка Москвы, сомневаясь, что бизнесмену удалось заработать на перепродаже пакета.
Сулейману Керимову принадлежали 3,9% акций Банка Москвы, которые он купил у Goldman Sachs в марте этого года за 7 млрд рублей. По неофициальной информации, бизнесмен также продал свой пакет ВТБ.
На сайте Банка Москвы указывается, что в числе его крупных акционеров компании Durland Investments (6,86%) и Plenium Invest (4,51%). Причем указывается, что их бенефициары банку неизвестны. Доля Столичной страховой группы (ССГ) снизилась до 3,19% с 17,32%.
Между тем смена собственника в Банке Москвы сопровождалась конфликтом между новым акционером и менеджерами столичного банка. Андрея Бородина обвиняют в мошенничестве.
История Бородина
История началась в конце прошлого года, когда правоохранительные органы заподозрили, что Банк Москвы выдал крупный необеспеченный кредит. По версии следствия, эти средства в результате сделки по продаже 58 гектаров земли на западе Москвы стали прибылью компании «Интеко», главой которой является жена бывшего мэра столицы Елена Батурина. Вырученные деньги от продажи земли она, по данным СМИ, использовала для досрочного погашения крупных кредитов, в том числе перед самим Банком Москвы.
Весной этого года стало известно, что Бородин покинул Россию, опасаясь, что расследование дела о кредите почти в 13 млрд рублей, выданном компании «Премьер Эстейт» на покупку земель у «Интеко», пойдет «по силовому сценарию».
Бородину заочно были предъявлены обвинения в злоупотреблениях полномочиями (ч. 1 ст. 201 УК РФ), а расследование дела началось месяц назад. Однако два дня назад стало известно, что эти обвинения с него сняты. Но новым постановлением от 29 октября этого года следствие вменяет Бородину мошенничество на сумму более 12,5 млрд рублей по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Обвинения в мошенничестве предъявлены как экс-президенту банка Бородину, так и бывшему первому вице-президенту банка Дмитрию Акулинину. В настоящее время оба находятся в международном розыске.
Следствие выяснило, что компания «Премьер Эстейт» получила в Банке Москвы кредит на 12,76 млн рублей, при этом капитал компании, созданной за несколько месяцев до подачи заявки на кредит, составлял всего 10 тыс. рублей, а штатная численность — два человека. В мошенничестве также обвиняются президент компании «Кузнецкий мост девелопмент» Борис Шемякин и вице-президент той же компании Светлана Тимонина, которые вместе создали «Премьер Эстейт».
Накануне адвокат Бородина Владимир Краснов заявил, что его подзащитный может попросить политического убежища в Великобритании. «Он думает над тем, не попросить ли политического убежища, с таким статусом и семье проще пребывать в стране», — сказал адвокат. «Возвращаться в Россию из Великобритании Бородин не планирует, по крайней мере мы ему не советуем. У него инвесторская виза, которая позволяет быть в стране сколь угодно долго, но она не дает прав на подданство или политическое убежище», — добавил он.
Между тем в Банке Москвы была обнаружена кредитная «дыра» почти на 250 млрд рублей, из них кредиты на 150 млрд рублей — совсем «плохие». Банк Москвы оказался на грани банкротства, и акционеры вместе с властями придумали план санации организации: сначала кредитная организация получит займ от АСВ, затем проведет допэмиссию в пользу группы ВТБ. В конце сентября началась реализация первой части этого плана.
Ольга САМОФАЛОВА