Череда понижений ставки рефинансирования Банка России переводит к перераспределению сбережений населения.
Понижение учетной ставки с 10,5 до 10% годовых с 19 июня стало уже вторым в этом году. Оно может принести очередную порцию головной боли вкладчикам банков. Согласно действующему законодательству если процент по банковскому депозиту превышает ставку рефинансирования, то вкладчик должен заплатить с разницы подоходный налог в размере 35%. На этом фоне возможной альтернативой вкладам становятся инструменты фондового рынка, часть которых, например муниципальные бонды, обеспечивают приемлемый уровень надежности и не облагаются налогом на доход физических лиц.
Тем не менее, есть определенные попытки защитить кошельки вкладчиков от действий ЦБ — позавчера бюджетный комитет Госдумы одобрил законопроект, согласно которому при вычислении подоходного налога будет учитываться ставка, действовавшая на момент заключения договора вклада. Это может подстегнуть спрос на более «длинные» вклады.
Умеренность в риске
Ведущий специалист отдела информационного сопровождения дилерских операций ЗАО «Балтийское финансовое агентство» Сергей Подузов констатирует, что традиционно ставка рефинансирования в России на протяжении последних лет была больше планируемой инфляции примерно на 2%. «Она является инструментом денежно-кредитного регулирования и может использоваться Центральным банком при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Доходность банковских депозитов у российских банков обычно не превышала размер этой ставки, после снижения которой доходность депозитов также уменьшалась, — говорит он. — Банковские депозиты обычно нацелены на консервативных клиентов, не готовых рисковать денежными средствами и получать доход на уровне инфляции. Если говорить о тенденциях, то конечно же часть вкладчиков после понижения ставки будет выбирать другие инструменты, такие как облигации. Но в России долговые бумаги, которые предлагают доходность более 10—11% годовых, относятся к так называемым бросовым облигациям, обеспечивающим высокую доходность при высоком уровне риска. Другие консервативные высоконадежные облигации обеспечивают доходность на уровне банковских депозитов. Поэтому, на наш взгляд, не стоит прогнозировать массового оттока вкладчиков из банковских депозитов.
На наш взгляд, банки также будут предлагать своим клиентам формировать более «длинные» вклады с более высокой ставкой. Это является логическим шагом в политике банков по удержанию вкладчиков и формированию «длинных» пассивов».
Уверенность в будущем
Юлия Власенкова, директор департамента по работе с физическими лицами ОАО «Энергомашбанк», отмечает, что Энергомашбанк поддерживает достаточно высокие процентные ставки, так как это необходимо небольшому банку, чтобы выжить в условиях конкуренции.
«В практике нашего банка уже были случаи, когда ставки по депозитам превышали ставку рефинансирования и клиентам приходилось платить налог. Однако это не пугало их, так как даже при уплате налога такое вложение средств оставалось выгодным, — считает она. — Банки и сейчас предлагают «длинные» вклады сроком более одного года, но практика показывает, что клиенты выбирают вклады сроком на год и меньше. Однако это связано не с боязнью выплачивать налог, а в целом с неуверенностью в завтрашнем дне российской экономики».
Мария ЯРОШЕВИЧ