Во вторник на аукционе Минфина по депозитному размещению бюджетных средств наблюдался невиданный ажиотаж. Спрос почти в 3 раза превысил предложение: банки готовы были взять 154,9 млрд рублей, но Минфин предложил к размещению только 55 млрд. На аукционе прямого РЕПО в Центробанке тоже царит оживление. Объемы операций вплотную приблизились к кризисным показателям. В течение нескольких дней цифры не снижаются: ежедневно ЦБ распродает более 300 млрд рублей, и спрос не собирается падать.
При этом власти успокаивают, что дефицита ликвидности пока нет. Есть лишь небольшой ее недостаток. Однако активность банков по привлечению средств из любых государственных источников противоречит словам представителей монетарных властей. Казалось бы, впору говорить о зреющем дефиците. В какой-то степени это так.
Аналитик ИК «Урса Капитал» Дмитрий Дорофеев считает, что спрос на деньги связан с ростом ставок на межбанковском рынке. Банки опасаются кредитовать друг друга на прежних условиях. А у всесильного Центробанка есть и деньги, и возможность удерживать ставки на текущих уровнях. Разумеется, кредитные организации этим пользуются.
— Если бы ЦБ не давал деньги, то ситуация на межбанковском рынке сейчас была бы гораздо хуже, — добавляет Дорофеев. — Но, конечно, нельзя не признать, что внешний негатив, который существует на западных площадках, уже давно влияет на ситуацию в России не самым лучшим образом. Что бы ни говорили о том, что такого влияния сейчас нет. Выраженных проблем с ликвидностью еще нет. Но начались нехватки — по сравнению с периодом года-двух назад, когда был ее избыток. А ЦБ нормализует правила игры.
По словам директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, банки попросту пользуются дешевыми деньгами регуляторов впрок даже при отсутствии выраженных проблем с ликвидностью. По мнению представителя ФБК, Центробанк удерживает слишком низкие ставки, чем провоцирует подопечных на такие действия.
Для сравнения: объемы операций прямого РЕПО и минфиновских аукционов уже достигли кризисных уровней, чего не скажешь о процентах, которые по инструментам ЦБ достигали 7,53—12,14%, а инструментам Минфина — 8,3—15%. То есть именно во столько обходились государственные деньги для кредитных организаций. Сейчас Центробанк дает средства под 5,25—7,75% в зависимости от срока. Максимально же востребованы дешевые короткие кредиты. Минфин размещает деньги под 5,1—7,2% также в зависимости от срока. Не время ли ужесточить политику?
ЦБ тут в сложном положении: с одной стороны он должен поддерживать банки, что, собственно, и делает. С другой, если завернуть гайки, то это тут же скажется на ставках, по которым кредитуют банки, а это уже удар по реальному сектору, который и без того показывает очень низкие темпы роста.
Но эксперты уверены, что уже в скором времени регуляторы начнут постепенно утрачивать мягкость и повышение ставок будет заметным.
— Я думаю, что это неизбежно, — уверен Игорь Николаев. — ЦБ придется повысить ставки. Кстати, сами банки это понимают, именно поэтому сейчас и устраивают ажиотажный спрос на государственные средства, чтобы подготовиться к худшему. Все ждут план спасения Европы, хотя уже появились подозрения, что этот план Европу и, в частности Грецию, не спасет. Банки, конечно, будут стараться привлечь деньги по низким ставкам. Неизвестно, насколько потом это будет возможно. Все же понимают, что у государства сейчас меньше ресурсов, чем три года назад. Думаю, что повышение ставок произойдет до конца 2011 года.
Кстати, на недостаток ресурсов еще в конце сентября намекал замминистра финансов Сергей Сторчак. Тогда он обещал, что в октябре средства, размещаемые на депозитных аукционах, будут сокращены, потому что у Минфина «таких остатков нет».
Мария САРЫЧЕВА