С 10 октября с обыкновенными акциями Сбербанка на ММВБ заключается необычно много сделок. Вчера они обеспечили около 45% объема торгов всеми бумагами, входящими в расчет индекса биржи, а несколько раз за это время (см. график) превышали половину. Обычно доля Сбербанка вдвое меньше: по данным НАУФОР, в первом полугодии на него пришлось 23,5% — по этому показателю он уступал лишь «Газпрому» (24,7%).
Результат ажиотажного спроса — с 10 октября акции крупнейшего банка росли почти втрое быстрее индекса ММВБ: 19,4% против 7,4%.
Сбербанк как самая ликвидная бумага используется как инструмент участия в общем росте российского рынка (его вес в индексе ММВБ — 12,09%) и этим определяются столь высокие обороты по его акциям, это спекулятивный спрос, говорит портфельный управляющий активами УК «Уралсиб» Игорь Михайлов. Акции банка покупают многие частные инвесторы, часто — плечом, они плюс роботы вполне могли «нагнать объемы», рассуждает менеджер западного инвестбанка.
Частные инвесторы занимают не больше 10% российского рынка, им не под силу так разогнать объемы, была четко видна крупная покупка, возражают сотрудники розничного брокера и управляющий крупной инвесткомпанией.
Покупали «серьезные иностранцы», уверен один из участников рынка. «Мы разговаривали с очень многими российскими домами, но никто не знает, что происходит, ходят упорные слухи, что покупает крупный фонд из Новой Зеландии», — говорит менеджер инвесткомпании, оценивая объем покупки примерно в $1 млрд, или чуть больше 1% акций исходя из текущей капитализации. Сперва покупал JPMorgan (его комментарии вчера получить не удалось), потом ордер был передан другому брокеру, слышал один из трейдеров. Покупка шла и через Deutsche Bank, говорит другой. Столь крупные покупки редко идут через одного брокера, отмечает сотрудник западного инвестбанка.
Весной 2009 г. бумаги Сбербанка скупал новозеландский инвестор Ричард Чэндлер. По оценкам участников рынка, его доля в капитале банка превышала 3%, однако Сбербанк не раскрывал ее, поскольку акции находились в номинальном держании. Это мог снова быть Чэндлер, допускает российский инвестбанкир.
Запрос «Ведомостей» в Сбербанк остался без ответа.
Антон ТРИФОНОВ