Июнь этого года оказался богат на изменения в законодательстве. Отныне запрещена приватизация земельных участков, на которых находятся пруды и карьеры общего пользования. Регламентированы некоторые вопросы организации биржевой торговли нефтью и понижена ставка рефинансирования Банка России. Рассказывает эксперт компании «Гарант» Мария Новоселова.
Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N
В соответствии с изменениями ограниче-ны в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, запрещена приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Изменениями в Водный кодекс введен запрет на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Необходимость данного запрета обусловлена тем, что переуступка прав водопользователя производится за плату, которая через повышение тарифов за воду перекладывается на конечных потребителей. Правительство наделено полномочиями по утверждению порядка подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также формы примерного договора водопользования.
Федеральный закон от 7 июня 2007 г. N
Статьей 6 закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрены источники формирования доходов федерального бюджета, поступающих в 2007 году. Указанная статья дополнена положениями, в соответствии с которыми территориальные органы Федерального казначейства наделены полномочиями по распределению средств, поступающих от ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» в счет погашения задолженности по налогам, сборам, иным платежам, пеням и штрафам по ним, а также в счет уплаты других платежей в бюджетную систему РФ, между бюджетами российской бюджетной системы по нормативам, установленным бюджетным законодательством. Одновременно с распределением будет производиться перечисление (централизация) средств, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в федеральный бюджет.
Установлено, что операции с указанными средствами, поступившими в федеральный бюджет из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, должны отражаться в отчете об исполнении федерального бюджета за 2007 год как безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы.
Постановление правительства РФ от 5 июня 2007 г. № 350 «Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи»
С 1 августа 2007 г. планируется начать размещение заказов на поставку нефти и нефтепродуктов на товарной бирже. При этом товарная биржа будет определена Минэкономразвития на конкурсной основе. Номенклатура нефти и нефтепродуктов, закупаемых на товарной бирже, будет определена Минэкономразвития по согласованию с Минпромэнерго. С 1 октября получателям бюджетных средств рекомендуется приобретать не менее 15% закупаемых ими в течение финансового года объемов нефти и нефтепродуктов (если указанный объем не меньше минимального лота на товарной бирже) на товарной бирже.
Кроме того, планируется создать некоммерческое партнерство «Центр по развитию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами» с участием организаций, доля РФ в уставном капитале которых составляет более 25% (или доля организаций с участием РФ более 25%). Предполагает-ся организовать рассмотрение органами управления указанных организаций вопросов о продаже и (или) закупке части объемов нефти и нефтепродуктов на товар-ной бирже.
Письмо ЦБР от 1 июня 2007 г. N
Эффективная процентная ставка в расчете должна включать в себя следующие сборы и комиссии: по погашению основного долга по ссуде; по уплате процентов по ссуде; за рассмотрение заявки по ссуде (оформление ссуды); за выдачу и сопровождение ссуды; за открытие, ведение (обслуживание) ссудного и (или) текущего (если его открытие обусловлено заключением договора на предоставление ссуды) счетов; за расчетное и операционное обслуживание; а также платежи заемщика в пользу третьих лиц, в случае если обязанность их внесения заемщиком вытекает из условий договора на предоставление ссуды, в том числе платежи за услуги нотариуса; услуги по государственной регистрации и (или) оценке передаваемого в залог имущества (в том числе квартиры); услуги по страхованию жизни заемщика, ответственности заемщика, предмета залог.
Если условия договора на предоставление ссуды существенно изменятся, банк не обязан предоставлять заемщику информацию об уменьшении эффективной процентной ставки. Информация об изменениях эффективной процентной ставки может доводиться до заемщика разными способами: в самом договоре на предоставление ссуды, в дополнительном соглашении, в приложении к договору на предоставление ссуды. На документе, в котором указана эффективная процентная ставка, должна стоять подпись заемщика. По банковским картам в расчет эффективной процентной ставки не включаются также: комиссии за осуществление операций в валюте, отличной от валюты счета (валюты предоставленной ссуды); комиссии за приостановку операций по банковской карте; комиссии за зачисление другими кредитными организациями денежных средств на банковскую карту. Эффективная процентная ставка рассчитывается исходя из максимальной задолженности заемщика в размере лимита кредитования (лимита овердрафта), срока действия банковской карты, равномерных потоков по погашению основной суммы долга по ссуде и потоков по уплате процентов по ссуде и иных платежей, определенных условиями договора на предоставление ссуды.
Информация ЦБР от 18 июня 2007 г.
С 19 июня 2007 года ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России понижается с 10,5% до 10% годовых. Предыдущее понижение учетной ставки имело место 29 января 2007 года (с 11% до 10,5%). 10% годовых — это самое низкое значение ставки рефинансирования с 1992 года.
Ставка рефинансирования представляет собой процентную ставку Центрального банка, по которой он учитывает векселя или предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков в предоставлении кредита, объемы кредитования, что, в свою очередь, влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Снижение ставки рефинансирования увеличивает возможности отечественных производителей в использовании банковских кредитов ввиду понижения их стоимости. В то же время понижение ставки может повлечь налоговые последствия для вкладчиков, разместивших свои средства под высокий процент, поскольку в соответствии с налоговым законодательством с процентных доходов по рублевым вкладам сверх ставки рефинансирования уплачивается налог на доходы физических лиц в размере 35%.
С текстами документов, упомянутых в обзоре, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.