В распоряжении «Ведомостей» оказался последний вариант поправок в программу приватизации. Их подготовил аппарат правительства. Сейчас документ находится на согласовании у курирующего приватизацию первого вице-премьера Игоря Шувалова. Он предусматривает полную или частичную приватизацию к 2017 г. 20 крупных компаний и банков (см. врез).
В ноябре Сечин предложил премьер-министру Владимиру Путину не продавать акции дешевле цены IPO, а также «не допустить ухудшения условий хозяйственной деятельности приватизируемых компаний, обеспечивающих их текущую капитализацию». Из крупнейших госкомпаний размещение проводили «Роснефть», Сбербанк и ВТБ. Премьер согласился и поручил Шувалову учесть это предложение.
Но из последнего варианта поправок следует, что предложение Сечина будет учтено лишь частично. Оно коснется только компаний топливно-энергетического сектора — «Роснефти», «Русгидро», «Зарубежнефти», ФСК и «Интер РАО ЕЭС». Да и то в документе предложено лишь «учитывать» цену IPO. По итогам вчерашних торгов на ММВБ акции «Роснефти» стоили на 7,41% дороже размещения в 2006 г., но на LSE бумаги были на 8% дешевле. Акции Сбербанка и ВТБ котируются дешевле размещений в 2007 г. на 4,21 и 50,98% соответственно.
Сечин эти поправки согласовал, говорит сотрудник аппарата правительства. Если акции компании уже предлагались инвесторам, то цена первичного размещения всегда учитывается при повторной продаже и прописывать это в программе приватизации смысла нет, объясняет другой федеральный чиновник: «В отношении «Роснефти» сделано исключение
«Роснефть» недооценена, потенциал роста капитализации большой, поэтому условие, что акции не должны быть дешевле, чем при первичном размещении, абсолютно правильное», — говорит представитель компании. Представители Сбербанка и ВТБ отказались от комментариев. Ранее президент Сбербанка Герман Греф и зампред правления ВТБ Ольга Дергунова говорили, что установление ценовых требований может отложить приватизацию банков на долгие годы. Нужно определиться с целями приватизации — фискальная или институциональная, призывал Греф: «Если это институциональная мера, то с доходами бюджета это никак не должно быть связано».
Правительство приняло правильное решение — ценовой ориентир затруднил бы приватизацию Сбербанка и сделал бы невозможной продажу ВТБ в течение ближайших лет, отмечает управляющий компании «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. Но политическая неопределенность ставит под сомнение осуществимость планов государства продать госактивы, предупреждает он: «Инвесторы не станут покупать бумаги, если в стране постоянно митингуют». Cейчас приватизация не в интересах государства, спорит президент United Capital Partners Илья Щербович. «Российские активы и так серьезно недооценены, — объясняет он. — Продажа их, когда у страны низкий госдолг и нет серьезного дефицита бюджета, не имеет практического смысла. Надо продавать дорого, а не дешево».
Без связи
Государство планирует полностью продать к 2017 г. доли в «Роснефти», «Русгидро», «Зарубежнефти», «Алросе», Объединенной зерновой компании, ВТБ, «Интер РАО ЕЭС», «Аэрофлоте», «Совкомфлоте», «Шереметьево», «Росагролизинге», Россельхозбанке, оставив в первых пяти «золотую акцию». В Сбербанке, в Объединенных судо- и авиастроительной корпорациях госдолю планируется снизить до 50% плюс 1 акция, в ФСК и РЖД — до 75% плюс 1 акция, в «Роснано» — до 90%. Из перечня исчез «Ростелеком». Неясна модель реструктуризации компании, поэтому планы продажи строить преждевременно, говорит чиновник аппарата правительства.
Максим ТОВКАЙЛО, Екатерина ДЕРБИЛОВА