Совет министров финансов еврозоны впервые признал неизбежность греческого дефолта уже в марте, если технический кабинет Лукаса Пападимоса не сумеет срочно ввести новые жесткие меры экономии. Пападимос вчера так и не смог договориться с оппозицией о структурных реформах, которых требует тройка кредиторов за новый пакет помощи. Однако даже если бюджетный закон пройдет до апрельских парламентских выборов, после них реформы осуществлять на практике будет некому.
Греческое правительство провело в воскресенье и в понедельник ряд трудных переговоров, но так и не смогло согласовать получение очередного пакета помощи от ЕС и МВФ. 20 марта Греции предстоит выплатить 14 млрд евро по долгам, и если до этого момента требования кредиторов не будут удовлетворены, банкротство неизбежно: кредиторы прекратят всякую помощь. Такую возможность впервые допустил глава еврогруппы Жан-Клод Юнкер в интервью газете Der Spiegel. Это самое жесткое заявление ЕС за все время греческого кризиса.
По словам Юнкера, сама угроза дефолта должна придать сил правительству, чтобы пойти на очередные сокращения бюджетных трат в государственном секторе, увольнения и повышение налогов. Тогда Евросоюз выделит Афинам второй пакет финансовой помощи на ближайшие три года, увеличив его со 130 до 145 млрд евро и списав 70% стоимости облигаций европейских банков. Немецкий канцлер Ангела Меркель, которая вчера находилась с визитом в Париже, также заявила свою позицию: «Мы хотим, чтобы Греция осталась в зоне евро. Но я хочу снова прояснить, что мы не договоримся, если предложения тройки не будут реализованы».
«Заявление еврогруппы о возможности греческого дефолта означает, что европейские политические элиты наконец вышли на новый уровень признания реальной ситуации. В евроструктурах царит паника — доверия прежнему греческому правительству в Брюсселе нет: несмотря на все обещания провести реформы, это не было сделано. А приход технического кабинета только усложнил ситуацию», — заявил «МН» профессор финансов дублинского Тринити-колледжа Константин Гурджиев.
Назначенный в прошлом году для решения кризиса кабинет Лукаса Пападимоса, чтобы выполнить условия кредиторов, должен был в первую очередь заручиться поддержкой партнеров по коалиции «Новой демократии» Антонио Самараса. Оппозиция не согласна вводить новые меры экономии, несмотря на угрозы кредиторов и их согласие списать часть долга. Перед апрельскими выборами в парламент Самарас пытается этим завоевать симпатии избирателей. Ужесточение экономии приведет лишь к сокращению потребительских расходов и более глубокой рецессии, а не спровоцирует рост конкурентности экономики, как надеются инвесторы, заявил он в понедельник. «От нас требуют такой рецессии, которую страна попросту не выдержит», — сказал журналистам Самарас. Главными пунктами разногласий с кредиторами является требование сократить до 600 евро минимальную зарплату в частном секторе, которая сейчас составляет 750 евро, уменьшению накопительной части пенсий, а также по ликвидации 13-й и 14-й зарплаты. К оппозиции присоединились два главных греческих профсоюза, которые уже объявили об очередной суточной протестной забастовке.
Технократическая группа, не имея поддержки оппозиции, не сможет провести столь серьезные изменения бюджетной политики, для которых необходим не один год, считает Гурджиев «Демократически избранное правительство имело бы на это хоть какой-то шанс. Но технический кабинет и риторика ЕС о том, что необходимо еще отделить бюджетную политику от Греции и передать контроль над ней в Брюссель, делигитимизировали любые меры правительства, не говоря уже о популярности».
Очевидную бесперспективность попыток добиться от Греции реформ ведущие европейские правительства осознавали еще в прошлом году. Анонимный эксперт по финансовым вопросам, консультирующий европейские правительства по подготовке к греческому дефолту, рассказал Reuters, что ведущие страны еврозоны были полностью готовы к дефолту уже в декабре и имели план действий на этот случай. Однако катастрофические последствия этого дефолта заставляют страны еврозоны до последнего пытаться отсрочить неизбежное.
«Даже если представить упорядоченный дефолт, который уменьшит греческий долг до 100%, это повлечет за собой реструктуризацию, подобную землетрясению», — считает Янис Эммануилидис, старший аналитик брюссельского Центра европейской политики. По его словам, не останется ни одной страны зоны евро, которую это не затронет.
«То же самое назревает в Ирландии и Португалии, Испании. Экономический кризис сначала распространялся географически, потом поразил отдельные сектора экономики, а теперь превращается в политический кризис по всей Европе. Правительства проблемных стран потеряли поддержку населения. Самая стабильная ситуация пока в Италии, где Марио Монти поддерживает большинство в правительстве и оппозиция. Сколько это продлится, неизвестно», — заявил «МН» Гурджиев.
Мария ЕФИМОВА