Профессиональные аналитики далеко не всегда правильно предсказывают поведение котировок. Это еще в первой половине прошлого века подтвердили исследования экономиста Чикагского университета Альфреда Коулза: из 6904 прогнозов, сделанных 11 ведущими финансовыми компаниями за 15,5 года (начиная с 1927 г.), «бычьих» было в четыре с лишним раза больше, чем «медвежьих». При этом более половины указанного периода рынок был «медвежьим», а в его конце акции стоили в среднем на треть дешевле, чем в начале.
Да и сейчас среди бумаг, входящих в индекс S&P 500, в 10 раз больше рекомендаций «покупать», чем «продавать». По данным Thomson Reuters, сейчас ни у одной другой акции нет такого числа рекомендаций «покупать», как у Apple.
Любимые аналитиками акции в среднем не показывают более высоких результатов, чем рынок в целом.
Год назад, в феврале 2011 г., «Ведомости» попросили аналитиков 11 крупных российских инвесткомпаний и банков назвать по 10 лучших акций для вложений до конца года. В итоге лишь пятая часть рекомендаций дала результат лучше рынка (индекс ММВБ за 11 месяцев 2011 г. снизился на 20%). А из 10 наиболее часто упоминавшихся аналитиками акций обыграть рынок удалось лишь «Газпрому» и префам Сбербанка, подешевевшим на 16 и 17% соответственно. Большинство же фаворитов аналитиков потеряли от 35% («Русгидро», «Аэрофлот», «Черкизово», ОГК-5) до 58% («Холдинг МРСК» и региональные МРСК).
Почему не срабатывают советы
После выставления рекомендаций могут неожиданно поменяться рыночная ситуация или важные параметры, заложенные в расчеты справедливой (или целевой) стоимости акции, например цены на сырье или тарифы, поясняют аналитики. К примеру, год назад никто не мог предполагать, что переход на RAB-регулирование энерготарифов фактически отложат,
Спутать карты могут неожиданные события в компании. Управляющий директор УК БКС Владимир Солодухин приводит в пример катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС 2009 г., которая обвалила котировки «Русгидро» на 30%. «Сообщения о покупке одной компании другой также могут привести к резкому изменению котировок, не учтенному недавними рекомендациями», — добавляет Солодухин, вспоминая, как в декабре 2010 г. акции «Вимм-билль-данна» за день взлетели на 62% после объявления о том, что компанию покупает PepsiCo.
Кроме того, рекомендации аналитика могут оказаться субъективными.
Кент Уомак, бывший топ-менеджер Goldman Sachs, ныне преподаватель Университета Торонто и автор классических исследований по эффективности прогнозирования котировок, отмечает, что рекомендации «продавать» обычно точнее рекомендаций «покупать». Выставлению рекомендации «покупать» никто особо не мешает, тогда как рекомендация «продавать» может вызвать недовольство компании-эмитента. Поэтому «продавать» аналитики советуют реже, но анализ в этом случае проводят тщательнее.
Банк может быть заинтересован в том, чтобы компания была его клиентом, поэтому может оказывать давление на аналитика. Так, ведущий аналитик Salomon Smith Barney (тогда — инвестбанковское подразделение Citigroup) Джек Грабмэн поддерживал рекомендацию «покупать» и справедливую цену $50 по акциям Winstar Communications до 17 апреля 2001 г., когда акции компании стоили уже $0,14. Накануне, 16 апреля, Winstar объявила о банкротстве. Банк получил от Winstar за свои услуги $24 млн.
Не просрочить продукты
Все это, впрочем, не делает рекомендации аналитиков бесполезными для частного инвестора. Ими можно успешно пользоваться, если внимательно читать отчеты и учитывать чужой опыт.
Прежде всего важно помнить, что любые рекомендации по отдельным бумагам имеют срок годности. В отчете должен указываться горизонт рекомендации, коридор цены и потенциал роста (падения) бумаги, а также все учтенные в раcчетах факторы, например изменение прогноза по прибыли компании, говорит руководитель дирекции прямых продаж УК «Альфа-капитал» Андрей Бабиян.
Рекомендации по российским бумагам чаще всего пересматриваются раз в три месяца, сразу после выхода квартальной отчетности, которая, к слову, может полностью изменить взгляд на инвестиционную привлекательность бумаг компании.
По меткому выражению Уомака, «рекомендации аналитиков — как молочные продукты: их лучше использовать быстро или не использовать вообще».
Он выделял в динамике котировок акций две фазы: быстрое изменение в направлении свежей рекомендации и постепенное изменение в последующие месяцы. Обычные инвесторы включаются в игру на втором этапе, но не успевают много заработать на первоначальном скачке. Так что чем скорее инвестор воспользуется правильной рекомендацией, тем больше заработает.
Чтобы стать успешным, инвестору придется научиться находить правильные рекомендации или тех, кто поможет их распознать.
Например, свежие исследования Уомака показывают, что цены акций меняются гораздо сильнее, когда изменения рекомендаций в ту или иную сторону основаны на пересмотре прогноза прибыли компании. На этом можно построить эффективную стратегию инвестирования (см. врез).
Солодухин советует непрофессиональным инвесторам выбрать несколько отраслевых аналитиков, чьи прогнозы оказываются ближе всего к реальности, и систематически отслеживать их рекомендации. Лучше пользоваться аналитикой только крупных УК и инвестбанков — у них больший опыт и сильнейшие аналитики, добавляет Бабиян. Однако, по его мнению, частным инвесторам необходимо пользоваться услугами профессиональных консультантов: «Даже весьма опытным инвесторам сложно разобраться в потоке ежедневной аналитической информации и понять, что, когда и на какой срок покупать. Аналитику, как и юридические документы, нужно уметь правильно трактовать, чтобы делать верную рокировку в портфеле. Это занятие для профессионалов».
Путь к успеху
На качественной аналитике можно построить эффективную стратегию инвестирования. Так, Уомак предложил стратегию покупки акции компании после одновременного повышения рекомендации и прогноза ее прибыли с последующим удержанием бумаги в течение месяца, а также коротких продаж после понижения рекомендации и прогноза прибыли. Такая торговая стратегия за период с 1994 по 2007 г. на американском рынке принесла бы более 45% годовых (за это время индекс S&P 500 вырос на 215%, или 16,5% в год) и позволила бы без потерь пройти потерянное десятилетие 2000—2009 гг., когда рынок упал на 23%.
Михаил ОВЕРЧЕНКО, Людмила КОВАЛЬ