По данным Банка России и Росфинмониторинга, из 84 млрд долл. (2,5 трлн руб.) чистого оттока капитала за прошлый год примерно 1 трлн руб. был выведен за рубеж с признаками отмывания средств. Еще примерно столько же «обналичено с признаками нарушения закона внутри страны», заявил вчера на совещании с Дмитрием Медведевым Виктор Зубков, возглавляющий рабочую группу по выявлению и пресечению незаконных финопераций.
Не последнюю роль в столь серьезном сером оттоке сыграли фирмы-однодневки. По словам главы Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, «сегмент обналичивания и вывода денег за рубеж из года в год растет примерно на 25—30%». По сравнению с 2009 годом количество фирм-однодневок увеличилось вдвое, особенно в Центральном, Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Такая ситуация «негативно влияет на темпы экономического развития страны, снижает стимулы для привлечения инвестиций, создает серьезную угрозу национальной безопасности», опасается
Эксперты считают статистику по серому оттоку явно завышенной. «Часть средств действительно выводится из страны не совсем законными путями, но это не может являться единственным объяснением такого высокого оттока», — говорит партнер BDO в России Елена Хромова. Эксперт не исключает, что столь «большой цифрой» чиновники хотят объяснить рекордный отток капитала в 2011 году.
«Данные Банка России (во всяком случае за третий квартал) наглядно демонстрируют, что россияне, особенно небанковский сектор, охотно покупали недвижимость за границей», — старается найти другое объяснение профессор РЭШ Константин Стырин. По его мнению, это также может быть причиной того, почему существенная часть капитала покинула родину, однако «сказать, насколько легально это происходило, сложно».
«Цифра, названная Виктором Зубковым, кажется завышенной», — соглашается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Незаконный отток средств из страны вполне возможен, но он в основном связан с ужесточением административного давления на банки и повышением налогов в реальном секторе. «В целом такой высокий отток капитала отражает инвестиционный климат и желание акционеров крупных структур временно занять выжидательную позицию», — подчеркивает
Главный экономист Deutche Bank Ярослав Лисоволик не исключает, что рост оттока капитала спровоцировал и увеличение доли экономики, ушедшей в тень. В качестве примера экономист приводит опыт 90-х годов, когда отток капитала был хроническим, а теневой сектор экономики рос. «Для того чтобы решить проблему оттока капитала и расширения теневого сектора, административные меры и борьба с теневыми схемами должны сочетаться с улучшением инвестиционного климата и дебюрократизации экономики», — рассуждает он.
Валерия ХАМРАЕВА