Белоруссия в основном исчерпала благоприятный эффект прошлогодней обвальной девальвации рубля и, несмотря на масштабные субсидии в виде российских энергоносителей за полцены, экономика встала перед теми же рисками, что породили самый крупный за десятилетие финансовый кризис.
В этом мнении сошлись некоторые белорусские чиновники и эксперты, собравшиеся на этой неделе на инвестиционный форум в Минске, организованный российской компанией Cbonds.
Финансовый кризис, в который вылились резкое повышение зарплат перед президентскими выборами-2010 вкупе с хроническим превышением импорта над экспортом и эмиссионной накачкой экономики, в прошлом году привел к инфляции более 100 процентов и вынудил власти девальвировать белорусский рубль на 65 процентов.
Вследствие ослабления национальной валюты вырос экспорт. За 2011 год отрицательное сальдо внешней торговли Белоруссии сократилось на 71 процент до $2,2 миллиарда.
«В настоящее время показатели внешнеэкономической деятельности улучшились. Однако в первую очередь это произошло за счет повышения ценовой конкурентоспособности белорусской продукции
Замминистра экономики Дмитрий Голухов считает, что это улучшение — ненадолго.
«Ценой девальвации был выправлен ряд накопленных дисбалансов в белорусской экономике. В ближайшей перспективе преимущества девальвации будут исчерпаны», — сказал он.
Уже в декабре прошлого года отрицательное сальдо внешней торговли выросло почти в десять раз по сравнению с ноябрем и составило $419 миллионов.
«Фактически это говорит о том, что мы не сломали негативный тренд предыдущего периода», — сказал Рейтер глава белорусского отделения аналитического Центра Мизеса Ярослав Романчук.
«Мы видим старую картину — с несбалансированным торговым балансом, с превышением импорта над экспортом».
Продление президентских полномочий Александра Лукашенко на четвертый срок обернулось репрессиями против белорусской оппозиции, на что Запад ответил новыми экономическими санкциями и отказом в кредитах. Девальвация сократила «кассовый разрыв» в казне, но резкое падение доходов белорусов по сравнению с соседями по Европе заставило многих выйти на улицы с протестами, жестко подавленными милицией.
Международный валютный фонд говорит, что белорусская экономика малоэффективна ввиду доминирования госсектора и не готов кредитовать ее в отсутствие либерализации. Однако Лукашенко считает, что спешка вредна и отчитал свое правительство за то, что оно «слишком увлеклось рыночными реформами».
В итоге белорусской экономике вновь подставили плечо российские налогоплательщики. Российский лидер Владимир Путин говорил, что Москва субсидирует своего политического союзника на миллиарды долларов ежегодно. В 2011 году эта практика продолжилась: Москва согласилась опять поставлять энергоносители Минску по сниженным ценам, что позволит ему сэкономить более $3 миллиардов. За это принадлежащий российскому правительству Газпром смог купить контроль над белорусскими трубопроводами в Европу.
Однако Романчук из Центра Мизеса советует белорусским властям не обольщаться.
«Несмотря на то, то что это довольно значительная сумма, это не может стать источником стабильности в условиях несбалансированности торгового баланса и отсутствия внешних источников финансирования», — сказал он.
«Да, теоретически, Минск заплатит меньше, чем мог бы заплатить, если бы этих льготных цен не было. Но практически деньги-то от этого не появятся».
Те же грабли?
Со времени последней девальвации в октябре прошлого года, когда Нацбанк декларировал переход к плавающему курсу рубля, белорусский рубль несколько укрепился к корзине валют из доллара, евро и российского рубля. Однако, по мнению некоторых аналитиков, рост торгового дефицита может грозить новой девальвацией.
«Эффект от девальвации сработал на 6—9 месяцев, а дальше восстанавливаются те же объемы импорта», — сказал на конференции управляющий партнер компании работающей на Украине и в Белоруссии инвесткомпании Capital Times Эрик Найман.
«В ближайшие 6—9 месяцев в Белоруссии не ожидается существенного изменения обменного курса, но если тенденция роста темпов объема импорта над темпов экспорта вновь вернется, придется делать корректировку курса снова».
Минск назвал главной задачей 2012 года снижение инфляции до 19—22 процентов, пообещав ужесточить бюджетную политику и отказаться от практики обеспечения экономического роста за счет эмиссионных кредитов.
Белорусское правительство первоначально прогнозировало замедление темпов роста экономики до 1,0—1,5 процента, но после критики Лукашенко увеличило прогноз — до 5,0—5,5 процента.
Аналитики говорят, что архаичная модель экономики будет сопротивляться прогрессивным устремлениям монетарных властей.
«Пока власти говорят, что необходимо придерживаться неэмиссионной политики», — сказал Романчук.
«Но тут нужно учитывать, насколько власти будут в состоянии сопротивляться давлению нереформированного государственного сектора экономики, который не мыслит работы иначе кроме как за счет получения дешевых государственных ресурсов».
В феврале Нацбанк после полугодового перерыва вернулся к размещению краткосрочных облигаций для изъятия с рынка излишней рублевой ликвидности. Регулятор ссылается и на сезонные факторы: казна выделила выделены значительны средства на посевную. Господдержка сельского хозяйства в Белоруссии оценивается в среднем в пять процентов ВВП.
«Есть определенная несбалансированность в предоставлении ресурсов», — признал чиновник Нацбанка.
«Есть сезонный фактор — это в нашей стране посевная… Мы тратим деньги на изъятие ликвидности, но ничего критического в этом нет», — сказал Дубков.
Бесценный рубль
Нацбанк прогнозирует среднегодовой курс рубля в 9.150 за доллар, при курсе в четверг 8.410 рублей, но не исключает возможности укрепления рубля.
«Существенных колебаний курса белорусского рубля я не вижу. Потенциал роста белорусского рубля есть. Белорусский рубль был слишком обесценен», — сказал зампред Нацбанка.
Standard & Poors в сентябре понизило суверенный рейтинг Белоруссии до «B-» с «B» и ожидает, что этот год для белорусских банков будет сложнее кризисного 2011-го, поскольку для их рефинансирования у правительства стало меньше возможностей.
«Для белорусских банков текущий год будет сложнее, чем прошлый… В 2012 году математически потери капитала, конечно, снизятся, но они составят до 20 процентов на инфляции и девальвации», — сказал на конференции Сергей Вороненко, ведущий аналитик S&P по финансовому рынку Белоруссии.
В конце прошлого года страна нарастила золотовалютные резервы до рекордного уровня в почти $8,0 миллиардов, за счет продажи Белтрансгаза Газпрому, кредитов Антикризисного фонда ЕврАзЭС ($1,3 миллиарда) и российского Сбербанка ($1 миллиард).
В этом году Минск надеется получить еще около $900 миллионов от фонда ЕврАзЭС, основным спонсором которого выступает Москва.
На конец прошлого года государственный долг Белоруссии составлял $11,8 миллиардов. В этом году стране предстоит изыскать $1,6 миллиарда на погашение и обслуживание внешних долгов, а пик выплат — около $6 миллиардов — придется на 2013—2014 годы.
Андрей МАХОВСКИЙ