«Наша оценка чистого оттока капитала за январь — $11 млрд», — сообщил «Ведомостям» первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев.
«Если посмотреть, то цифры ноября, декабря и января очень близки, т. е. не происходит видимых изменений»,— отметил он. В прошлом году отток капитала из России составил $84,2 млрд, из них $37,8 млрд — в последнем квартале (в декабре — $14 млрд).
Причиной сохранения темпов оттока, наверное, в большей степени является выручка экспортеров, которая вкладывается в инструменты денежного рынка, полагает Улюкаев. Это коррелирует с увеличением чистых валютных активов банковского сектора, отмечает он: «Возможно, банки делают инвестиции по просьбе своих клиентов в краткосрочные бумаги, так часто происходит в ситуации неопределенности, когда клиент не знает, что делать со своими деньгами, вкладывая их в короткие бумаги с низкой доходностью и меньшим риском».
Накануне замминистра экономики Андрей Клепач, исходя из соотношения сальдо текущего счета и изменения резервов, оценил отток в январе примерно в $17 млрд. Расчеты экспертов, сделанные вчера по просьбе «Ведомостей», оказались гораздо ближе к данным ЦБ: по оценке Олега Солнцева из ЦМАКП, чистый отток мог составить около $12 млрд, по оценке Александра Морозова из HSBC — $11—12 млрд. В качестве основной причины сохранения январского оттока на уровне конца прошлого года оба эксперта назвали задержавшуюся на валютных счетах выручку экспортеров.
Аналитики ING в утреннем обзоре написали, что названные Клепачом $17 млрд могут быть использованы лишь как «оценка сверху», а сами они «рассчитывают увидеть цифру $13—15 млрд».
Доминирующая причина оттока — внутренний политический фактор, а именно неопределенность, связанная с выборным циклом, новым составом правительства и его политикой, считает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Инвесторы предпочитают придерживать свои средства, но это глобальная тенденция, говорит он: «Фонды [инвестирующие в Россию и другие развивающиеся рынки] рапортуют о притоке средств, но на рынке их не видно, до конкретных покупок дело не доходит — инвесторы ждут определенности, как внутри России, так и глобальной». Исходя из этого, на кардинальную смену тренда движения капитала можно рассчитывать не ранее второго полугодия, говорит Тихомиров. Если правительство запустит реформы и произойдет улучшение предпринимательского климата, то по итогам года может быть чистый приток в $5 млрд, прогнозирует Тихомиров, оговаривая, что такой вариант может оказаться чрезмерно оптимистичным.
Ольга КУВШИНОВА