На 1 февраля этого года в России насчитывалось 296 банков с капиталом до 300 млн рублей, и число таких банков снижается, заявил зампред Центробанка Михаил Сухов на форуме «Слияния и поглощения в России». «Эти банки продолжают демонстрировать такое же серьезное отставание по эффективности, их прибыльность на капитал почти в шесть раз ниже, чем у банков большей величины, прибыльность активов — почти в четыре раза ниже», — сообщил Михаил Сухов.
С 1 января требование к минимальному размеру капитала российских банков повышено до 180 млн рублей с 90 млн. С января 2015 года ЦБ планирует повысить этот уровень до 300 млн рублей. Кредитные организации, не дотянувшие до этой отметки, могут лишиться лицензий.
Как сообщает BFM.Ru, Центробанк будет уделять повышенное внимание к деятельности всех банков с капиталом ниже 300 млн рублей вне зависимости от того, капитализировались ли они в последние месяцы 2011 года или достаточно долгое время находились в этой зоне. По данным Сухова, из этих 296 банков только 50 имеют капитал свыше 250 млн рублей.
Михаил Сухов также отметил, что повышение требований к минимальному капиталу сначала до 90 млн рублей, а затем до 180 млн не решило структурных проблем в банковском секторе. «Они, строго говоря, не могли их решить при таком уровне капитала. Если возникнет, действительно, потребность решать структурную проблему в банковском секторе, то новая планка капитала должна быть гораздо выше, чем сотни миллионов рублей», — отметил представитель регулятора.
При постепенном увеличении минимальной планки капитала серьезных структурных изменений в банках действительно не было и не будет. «Отрезание хвоста» по частям глобальных проблем не решит. Поэтому регулятор дает понять, что речь в будущем может пойти уже не о сотнях миллионов рублей, а о миллиардах, полагает финансовый директор банка «Стройкредит» Алексей Стишковский.
В банковском секторе надо ждать того, что тренд на укрупнение финансовых институтов продолжится, считает заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников. Он отмечает, что вступление России в ВТО грозит экспансией в нашу страну западного капитала, который пока занимает выжидательную позицию. К настоящему времени некоторые западные банки свернули деятельность в России в связи с невозможностью конкурировать с крупнейшими государственными ВТБ и Сбербанком, отмечает Верников. Преимущество этих банков связано с тем, что государство проводит политику протекционизма к крупным банкам, стимулируя процессы слияния в банковской сфере.
Крупный — не всегда означает, что банк надежный, считает директор департамента финансовых институтов и рынков капитала СМП-банка Юлия Слюсарь. Она вспоминает банкротство Межпромбанка, проблемы в балансе Банка Москвы, в связи с чем банк был куплен группой ВТБ. Кроме того, в кризис 2008 года глобальные проблемы были и у других крупных коммерческих банков — «Глобэкса», Связь-банка и «Кит Финанс».
При прочих равных условиях и в предполагаемой идеальной рыночной ситуации «внутри и снаружи» банка более крупный банк будет более устойчивым, так как большой размер собственного капитала и более развитые портфели активов и пассивов дают больший «запас прочности» при воздействии неблагоприятных обстоятельств, возражает директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр». Евгений Трусов. Но и он признает, что в реальности это не совсем так, стабильность банка сильно зависит от сферы его деятельности, реальной стратегии развития, целей, которые ставят перед ним акционеры или собственники, а также от эффективности менеджмента.
Надежность работы банка определяется не только количественными показателями, такими как величина капитала и активов, но еще и качественными — а они, в свою очередь, существенно зависят от внутренних процедур управления рисками, отмечает аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский. К таким показателям относятся прибыльность на капитал и прибыльность активов. Именно существенное отставание малых банков по этим показателям и вызвало сейчас повышенное внимание к ним со стороны регулятора, полагает аналитик.
Говоря о достаточности капитала, Михаил Сухов сообщил, что средний уровень по сектору, по последним данным, — 14,7%. При этом в тридцатке крупнейших банков на 1 февраля только у 11 достаточность капитала была свыше 13%. У 19 банков это значение находилось в пределах установленной нормы, но ниже знаковой цифры 13%, что заставляет банкиров и владельцев банков озаботиться проблемой капитала.
Почему укрупнение банков идет со скрипом — понятно, отмечает Андрей Верников. Малые банки имеют хороший запас по достаточности капитала, который позволяет им эффективно работать в регионах. В то же время у многих крупных банков как раз нет достаточности капитала, они сидят на голодном пайке и им не до поглощений более мелких игроков.
Небольшим банкам сложно конкурировать по многим направлениям деятельности с более крупными конкурентами, но свою нишу они определенно могли бы занимать, сконцентрировавшись или хотя бы перенеся акценты на отдельные виды операций, клиентов, отрасли или найдя еще какие-либо преимущества, на которых они могли бы удачно сыграть, считает Евгений Трусов. Он полагает, что особенно это касается небольших региональных банков, где конкуренция со стороны крупных банков не так сильна, как в столице и крупных городах России.
Многие банки могут быть проданы
«Я не исключаю, что многие владельцы банков пойдут не на продажу активов, а по пути реструктуризации своего бизнеса, переводя часть активов в небанковский сектор — финансовый сектор, в паевые фонды и прочие типы финансовых посредников. Это также будет являться сферой более жесткого регулирования», — сказал Сухов.
Ужесточение требований Центробанка приведет к уменьшению числа банков за счет тех, которые не смогут или не захотят увеличивать капитал. Рентабельность таких банков всегда была ниже основных бизнесов владельцев, поэтому дополнительное вложение в капитал просто может оказаться неэффективным для акционеров, считает Юлия Слюсарь.
Роста числа слияний и поглощений в сегменте малых банков в прошлом году, когда они готовились к планке капитала в 180 млн рублей, не наблюдалось. Причина тому — в этом сегменте собственникам банков всегда было трудно договориться об условиях сделок, отмечает Евгений Трусов. Можно предположить, что к 2015 году ситуация не поменяется и значительного роста слияний и поглощений не будет, отмечает эксперт.
Елена ГОСТЕВА