Главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева выступила с публичной лекцией «Российская экономика в эпоху глобальных перемен» в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Очертив круг глобальных и внутренних факторов, которые окажут влияние на тренды в российской экономике, она сделала несколько конкретных прогнозов относительно нашего будущего. Прогнозы коснулись как ближайшей перспективы — после выборов 4 марта, так и долгосрочной — как и куда может двигаться Россия в период до 2020 года.
— Надувание финансового пузыря. Долговой кризис — обратная сторона торгового дисбаланса. Развивающиеся страны создавали высокий спрос на безрисковые активы в развитых странах. Развитие всех секьюритизированных инструментов, в том числе ипотечных, — это ответ на асимметричный спрос на безрисковые активы. Доля развивающихся стран в мировом ВВП больше 50%, а доля в финансовых рынках — только 21%. Этот дисбаланс должен исправляться. Разрешиться ситуация может только тогда, когда развивающиеся рынки разовьются и смогут сами предоставлять безрисковые инструменты. При этом Юдаева полагает, что глобальный спрос на финансы будет расти, поэтому процентные ставки, вопреки распространенному мнению, будут возрастать.
— Рост протекционизма. Глобализация и рост в развивающихся странах привели к увеличению неравенства, но правительства ответили на этот вызов, дав возможность людям больше потреблять — за счет долгов. В США и Европе — в том числе, за счет пузыря на жилищном рынке, в Греции — за счет роста госдолга и соцобеспечния. Сейчас неравенство продолжает обостряться. В связи с этим, по словам Юдаевой, многие эксперты предсказывают рост протекционизма.
— Снижение участия государства в пенсионном обеспечении. Важнейшая проблема в глобальной экономике — рост расходов на соцобеспечение. И развитые, и развивающиеся страны пытались бороться с этим переходя на накопительные системы, но кризис показал, что это не панацея. Единственное реальное решение проблемы — и оно используется — это повышение пенсионного возраста. Никакими финансовыми манипуляциями решить проблему роста соцрасходов нельзя. «Мы увидим существенные изменения в пенсионных системах и дальше. Насколько государство будет снижать свое участие в пенсионном обеспечении, неизвестно, но это снижение неизбежно», — прогнозирует Юдаева.
— Использование ресурсов интернета. Оно уж породило два таких явления, как Big Data и краудсорсинг. Накопление огромных массивов данных и умение ими пользоваться позволяет совершенно иначе вести бизнес. Краудсорсинг позволяет по-новому пользоваться рынком труда: меняется защищенность многих профессий и конкуренция.
Говоря о внутренних факторах развития экономики в России, Ксения Юдаева выделила несколько:
— Демография. Падение численности населения приостановилось в последние несколько лет, но это ненадолго. «Маленькое» поколение 90-х будет рожать меньше, чем поколение 70-х. Кроме того, падает размер трудоспособного населения. Именно с этим связан очень низкий для России формальный уровень безработицы сегодня — всего 6%. В 2000-е годы именно сокращение рабочей силы стало важнейшим фактором реструктуризации российской промышленности, и ухудшающаяся демография станет тем, что «добьет» старую неконкурентоспособную промышленность, полагает Юдаева.
— Сырье. В долгосрочной перспективе сохранится сырьевая ориентация российской экономики: «В условиях роста спроса на ресурсы диверсификация может произойти только в ограниченных пределах, потому что внешний спрос будет толкать Россию к специализации на сырьевых ресурсах». Азия с большим населением специализируется на промышленности, а весь остальной мир — либо на ресурсах, либо на инновациях, как США. Мы здесь не исключение. И если сто лет назад Витте говорил, что нам необходимо от сельского хозяйства переходить к добыче нефти, то сегодня наоборот: возможности диверсификации скрыты в сельхозсекторе. Третий сектор, который, по мнению Юдаевой, может освоить Россия, — это математически интенсивные услуги: программирование, финансовая аналитика, в будущем, возможно, часть медицины.
— Отток капитала. Один из важных статистических показателей — если говорить об источнике инвестиций для диверсификации — отток капитала из России. Что же будет с ним? Реальный приток капитала в Россию продолжался всего два года. Но этот приток, считает Юдаева, был связан с надуванием мирового финансового пузыря. Мы считали нормой то, что было исключительным явлением. Прекращение роста глобального финансового сектора приведет либо к продолжающемуся оттоку капитала независимо от ситуации у нас в стране, либо — в идеальных условиях — будет незначительный приток, но совсем не такой, как был в «золотые» годы.
— Девальвация рубля. Юдаева считает эту проблему надуманной: «Рубль может резко подешеветь в двух случаях: если Греция выйдет из еврозоны или Иран примет все требования США, и будет снято эмбарго на поставки иранской нефти», — иронизирует Юдаева.
Даниил АЛЕКСАНДРОВ