В среду премьер-министр Владимир Путин распорядился разобраться с банками, которые повышают процентные ставки по кредитам. Первым на его заявление отреагировал не кредитный, а облигационный рынок: в пятницу Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию решило перенести размещение облигаций 21-й серии на 15 млрд рублей. В релизе агентство сослалось на текущую конъюнктуру, при которых предложенные инвесторами ценовые условия не в полной мере отвечают его интересам по заемному финансированию. Источник Slon, близкий к организаторам, говорит, что таким образом агентство отреагировало на заявления Путина, который поручил разобраться с высокими ставками министру финансов Антону Силуанову.
Книга заявок на облигации с амортизационным погашением (частями) до 2020 года была открыта 21 февраля. Поначалу ничто не предвещало такого поворота событий. Диапазон купонной ставки, установленный на уровне 8,75—9,25% годовых при наличии госгарантии по бумагам, аналитики «Газпромбанка» сочли привлекательным. Аналитики «Уралсиба» даже решили, что эти бумаги — интересная альтернатива покупке ОФЗ, пользующихся бешеным спросом со стороны нерезидентов. Тем не менее, аналитики «Промсвязьбанка» рекомендовали инвесторам покупать облигации только по цене в верхней части диапазона. Дело в том, что длинные выпуски АИЖК малоликвидны, при этом цена по индикативным сделкам с ними уступает цене, по которой недавно прошло доразмещение обеспеченных ипотечных облигаций АИЖК. Таким образом, рыночная конъюнктура позволяла закрыть книгу заявок, но была не в пользу агрессивного размещения АИЖК.
«АИЖК не набрал книгу заявок по желаемой ставке, большинство из них оказались в средней и верхней границе диапазона, при этом эмитент ориентировался на спрос по нижней границе», — рассказал Slon источник, близкий к организаторам размещения. Причиной отсутствия ажиотажа стал низкий спрос на малоликвидные длинные бумаги и достаточный объем предложения бумаг АИЖК других выпусков на вторичном рынке. В условиях отсутствия определенности на внешних рынках в связи с долговым кризисом в Европе инвесторы более охотно покупают короткие бумаги. Решение АИЖК отказаться от размещения по верхней границе источник считает логичным, так как не исключено, что ставки скоро начнут снижаться и дорогое фондирование не лучшим образом скажется на ипотечном бизнесе АИЖК. Повлияло и заявление Путина, который выразил недовольство высокими ставками, уточнил он.
С одной стороны, для ипотечных заемщиков это позитивный сигнал. В последнее время ипотечные ставки во многих банках подросли на 1—2 процентных пункта. Отказ АИЖК от размещения в рамках ранее заявленного диапазона означает, что агентство не верит в дорогую ипотеку и ожидает снижения ставок. Экономические причины для снижения, если верить Путину, есть: инфляция в России действительно снизилась до рекордного уровня, и ставка рефинансирования ЦБ, на которую он ссылается, не растет. С другой стороны, ЦБ не зря медлит со снижением ставки, а первый зампред Банка России Алексей Улюкаев предупреждает, что снижение инфляции в России не должно обманывать. «Ситуация не стала лучше, а стала в известном смысле сложнее, — говорил он в январе. — Если мы посмотрим базовую инфляцию и динамику продовольственных цен минус цены на топливо, то увидим, что снижения инфляции практически не было».
Елена ЗУБОВА