Страны G20 не торопятся помогать Европе в борьбе с кризисом — таков главный итог встречи министров финансов «двадцатки» в Мехико. Объем МВФ может быть увеличен до $1 трлн только после того, как еврозона договорится об увеличении до такой же величины своего стабфонда.
Европа должна реализовать дополнительные антикризисные меры, чтобы избежать распространения долговых проблем, только после этого G20 сможет принять решение о выделении дополнительных денег Международному валютному фонду (МВФ), говорится в итоговом коммюнике по итогам встречи министров финансов и глав центробанков стран «большой двадцатки» в Мехико.
Главная из мер — увеличение фонда ESM — европейского механизма стабильности: министры финансов крупнейших экономик заявили, что это решение будет «существенным», чтобы неевропейские страны согласились увеличить МВФ. Накануне встречи G20 некоторые из европейских политиков заявляли, что ESM может быть увеличен до 750 млрд евро (почти $1 трлн), а МВФ — до $1 трлн. Члены МВФ, включая США и Великобританию, не согласны на одновременное увеличение средств обоих фондов.
«Существует широкое согласие, что МВФ не может заменить отсутствие сильных мер в Европе, что МВФ не может двигаться в отсутствие ясных планов в самой Европе», — заявил министр финансов США Тимоти Гайтнер.
«Пока мы не увидим их (европейских — «Газета.Ru») денег, я не думаю, что вы увидите какие-либо деньги от остального мира», — цитирует Bloomberg министра финансов Великобритании Джорджа Осборна. Великобританию и США поддерживают Япония, Бразилия и Россия.
Но против увеличения ESM выступает Германия. По словам министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле, это может создать препятствия для продолжения реформ в таких странах, как Италия и Испания. «Нет никакого экономического смысла в принятии мер, которые бы нейтрализовали риск изменения процентных ставок в еврозоне, в бесконечном вливании денег в стабилизационные фонды, в запуске ЕЦБ печатного станка», — цитирует Financial Times министра финансов ФРГ. Накануне встречи G20 Шойбле заявил, что договоренности по предоставлению Греции помощи в 130 млрд евро, достигнутые на прошлой неделе, показывают, что «Европа сделала свою домашнюю работу». Тем не менее позиция Германии может смягчиться: за увеличение ESM высказались Нидерланды и Финляндия, которые традиционно выступали на стороне Германии.
«Важно, чтобы в ближайшие недели, в течение марта, европейские страны провели детальные переговоры по поводу антикризисных мер», — заявил глава ЦБ Мексики Агустин Карстенс. На основании подготовленного материала министры финансов G20 смогут принять решение об увеличении объема МВФ уже на следующей встрече в апреле в Вашингтоне.
«Увеличение ресурсов фонда по щелчку пальцев не делается, тут требуются постепенные действия», — согласилась директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, добавив, что речь может идти о дополнительных $500 млрд, чтобы предотвратить «дальнейшие потрясения» в мировой экономике. В кулуарах G20 обсуждалось, что Китай может внести в МВФ около $100 млрд, Япония — около $50 млрд, пишет The Wall Street Journal.
«Для того чтобы убедить инвесторов, что заражение находится под контролем, необходимо больше средств. Конечно, давление на Германию и на другие страны растет. Думаю, что в итоге они согласятся, хотя может произойти еще один кризис до того, как это произойдет», — приводит Bloomberg слова управляющего Standard Life Investments Эндрю Милигана. «На самом деле Европе не нужны деньги извне. Ей нужны собственные политики, особенно в Германии, которые могут проявить лидерские качества», — возражает председатель управляющей компании Goldman Sachs Джим ОНейлл.
Ольга ТАНАС