Эксперты оценили, как отреагировал бизнес на прошлогоднее повышение ставок страховых взносов с 26 до 34%. Их сборы могли бы оказаться выше, сетовал недавно министр финансов Антон Силуанов, а министр экономразвития Эльвира Набиуллина — что увеличился уход зарплат в тень.
Так и вышло. Сократились и фонд оплаты труда, и его доля, с которой платятся взносы, и — при общем росте занятости — число наемных работников, часть которых перешла в неформальный сектор экономики, где заработки ниже, а взносы с них платятся хуже.
Фонд заработной платы, по оценкам Минэкономразвития, по итогам года впервые оказался ниже, чем в изначальном прогнозе, на основе которого верстаются все бюджеты (хотя еще в сентябре министерство полагало, что зарплатный фонд окажется выше).
Зарплатный фонд все же немного превысил уровень, заложенный в бюджет, следует из предварительных данных Росстата, но его доля в ВВП за год снизилась сразу на 2 процентных пункта до 24% (до 2010 г. она росла). «Снижение фонда зарплат к ВВП на 2 п. п. в значительной мере связано с выводом фонда оплаты труда работодателями
Потери страховых фондов усугубились ухудшением собираемости взносов и сокращением налогооблагаемой базы (зарплат до 463 000 руб. в год), говорит Омельчук. В 2010 г. Пенсионный фонд планировал, что под налогооблагаемую базу подпадает 90,2% фонда зарплат, при этом удастся собрать 97% взносов. На 2011 г. база была снижена до 83,8%, а коэффициент собираемости — до 95%. Если бы доля зарплат, с которых платятся взносы, и их собираемость остались прежними, внебюджетные фонды в 2011 г. могли бы получить больше на 370 млрд руб., или почти на 0,7% ВВП, подсчитала Омельчук.
Такая же оценка — 0,7% ВВП — получилась у Минфина, рассказал чиновник ведомства.
Таким образом, в общей сложности потери государства составили 780 млрд руб., или 1,45% ВВП, причем соцфонды недобрали почти 20% доходов (по данным казначейства, они собрали 3,3 трлн руб.).
План по сбору взносов в ПФР перевыполнен на 2,9%, при этом план «был достаточно напряженный», чтобы меньше дискутировать с Минфином по размеру дефицита, говорила в интервью «Ведомостям» министр Татьяна Голикова. Доля облагаемого взносами фонда зарплат в 82% — это фактически сложившийся результат по итогам 2010 г., объяснил председатель ПФР Антон Дроздов: теперь именно такой процент заложен в бюджет ПФР на 2012 г. (т. е. доля облагаемого фонда зарплат снижена еще больше). По его словам, когда в 2010 г. ПФР стал собирать взносы вместо налоговой службы, а сама структура взносов изменилась (вместо регрессивной ставки единого социального налога ввели облагаемый взносами порог зарплат), еще не было понятно, какая доля фонда зарплат будет охвачена взносами, поэтому запланировали 90%. Зарплатный порог ежегодно индексируется в соответствии с темпом роста средней заплаты (так, на 2012 г. он повышен на 11,6% до 512 000 руб.), но при этом растет и доля зарплат сверх порога, пояснил Дроздов. А коэффициент собираемости в 95% — следствие консервативного планирования, добавил он. С учетом сбора задолженности за предыдущий год собираемость в 2011 г. составила 97,1%, уточнил представитель ПФР.
По данным Росстата, в последние три года доля высоких зарплат в совокупном зарплатном фонде не менялась, т. е. распределение заработных плат — и, соответственно, база для сбора взносов — осталось таким же, как до реформы ЕСН. В 2011 г. 84,3% зарплат подпадали под уплату взносов полностью, остальные — частично; доля не облагаемого взносами фонда зарплат могла составить 13,5%, но не 16,2%, как у ПФР, считает Омельчук.
Еще один сильный удар по бюджетам наносит сокращение численности наемных работников. «Недоборы [взносов и НДФЛ] связаны именно с этим», — уверен директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. По данным Минэкономразвития, за 2010—2011 гг. численность занятых в экономике выросла на 1,3 млн, а число наемных работников (в юридических лицах) сократилось на 1,12 млн. Процесс сокращения численности занятых в формальном секторе и роста в неформальном идет давно: за 2000—2008 гг. общая занятость выросла на 4 млн, число наемных работников сократилось на 2 млн, а работающих вне организаций — выросло на 6 млн, указывает Гимпельсон. С 2008 г. этот процесс стал более интенсивным. «Повлияли и кризис, и повышение взносов, и общая неопределенность — отделить одно от другого практически невозможно, это все те причины, которые формируют бизнес-климат», — заключает Гимпельсон. В 2011 г. соотношение наемных работников ко всем занятым упало особенно резко — с 69,1 до 66,4% (70,5% в 2009 г.), подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Это косвенный признак того, что могло увеличиться уклонение от налогов на труд».
ПФР и Минздравсоцразвития не согласны с выводами экспертов.
Ольга КУВШИНОВА