Типичный российский должник, права требования к которому покупают коллекторы, выглядит относительно перспективно. Это 36-летний работающий горожанин со средним специальным образованием и суммой долга 64 000 рублей, просроченных банку в течение 3,5 лет. Нетипичные выглядят хуже: судебным приставам порой нечего с них взять, некоторые и вовсе уже лежат в гробу. Типичного должника коллекторы в среднем «покупают» за 3200 рублей, красная цена нетипичного — 640 рублей. Такие данные следуют из обзора ситуации на рынке за 2011 год коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн».
Исследования компании показывают, что российских должников коллекторы изучили вдоль и поперек. Теперь они приобрели также достаточный опыт работы на рынке сделок по переуступке прав требования долга (цессии). Как результат, инвесторы, скупающие портфели плохих долгов, могут лучше оценить их реальное качество, и цены на рынке цессии постепенно снижаются. Во второй половине прошлого года они снизились в среднем с 6% номинальной стоимости до 5%. «Секвойя» ожидает, что в этом году снижение продолжится. Один из факторов, влияющих на цену, — неоднородность портфеля. Цена может снижаться на треть, если в нем попадаются нетипичные должники — умершие, заключенные и пропавшие без вести. В ответ на снижение цен на рынке сложился новый тренд — продавцы вырабатывают селективный подход к портфелям плохих долгов.
В последнее время банки все чаще выделяют нетипичную задолженность в отдельный пул и предлагают «экзотические портфели». «Если банк выделяет таких должников в отдельные портфели, он получает возможность получить пусть минимальную, но хоть какую-то цену за такой портфель. Я думаю, что любой портфель может найти своего покупателя, это прежде всего вопрос адекватной цены и наличия у покупателя соответствующей экспертизы (или желания ее приобрести)», — говорит гендиректор «Секвойи» Елена Докучаева. У рынка сделок с селективными портфелями может быть большое будущее: месяц назад стало известно о том, что на рынок цессии выходит Сбербанк, предложивший к продаже долги физлиц в рекордном размере 10 млрд рублей. Если госбанк начнет проводить селекцию плохой задолженности, не исключено появление новых нестандартных лотов в виде задолженности умерших заемщиков или, например, пенсионеров.
Коллекторов никакой «экзотикой» не удивишь: они и сами ищут новые объекты для скупки и строят планы по выходу на рынок цессии небанковского долга. Slon отобрал несколько примеров необычных долгов, впервые предложенных инвесторам в 2011—2012 годах.
Долги со справкой
В 2011 году на рынке цессии впервые появились долги физлиц, по которым не только вынесены судебные решения, но и получены акты о невозможности взыскания. По данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», их объем составляет около 1% от предложенных к продаже долгов, или 0,8 млрд рублей. Безнадежный долг со справкой не является абсолютно безнадежным: закон о банкротстве физлиц в России не принят, к судебным приставам с одним и тем же листом можно обращаться многократно. Срок исполнительной давности составляет три года, но после повторного предъявления исполнительного листа он прерывается и начинает исчисляться заново. Спустя какое-то время финансовое положение должника может измениться, и не исключено, что приставам удастся взыскать задолженность.
Мертвецкие долги
В начале марта банк «Восточный экспресс» объявил тендер на продажу просроченных кредитов умерших заемщиков. В портфеле 17 200 мертвецких долгов с просрочкой более года номинальной стоимостью 1,1 млрд рублей. Банк собрал все кредиты с просрочкой, по которым установлен факт смерти заемщика, за последние шесть лет. Предправления банка Сергей Власов объяснил выделение таких долгов в отдельный пул намерением повысить цену других кредитов, выставляемых на продажу. Шансы взыскания таких долгов минимальны, но они есть — взыскивать долг можно с наследников. В большинстве случаев делать это придется через суд — делиться наследством родственники умершего должника, как правило, не хотят.
Фантомные долги
Одна из кредитных организаций в прошлом году предлагала к продаже долги, по которым в кредитном досье не было отдельных документов. Например, подписи на кредитной заявке или кредитного договора. Срок задолженности по таким кредитам превышал полтора года, кредиты выдавались в 2008—2009 годах и частично в 2010-м. «Такая ситуация может возникнуть у банка, например, если менеджмент выполняет план по объему выдачи кредитов в ущерб их качеству, или банк кредитует клиентов не через штатных сотрудников, а через агентскую сеть», — рассуждает старший вице-президент коллекторского агентства «Национальная служба взыскания» Сергей Шпетер. По его словам, вряд ли такие портфели будет пользоваться большим спросом: для агентов по взысканию работа с ними — это высокий репутационный риск.
Дело в том, что отсутствие документов делает невозможным взыскание долга по суду. В условиях повышенного давления на коллекторов со стороны госорганов и потребителей покупка такого портфеля не самая лучшая инвестиция.
Долговая мозаика
По данным «Секвойя Кредит Консолидейшн», в прошлом году на продажу был выставлен портфель, в котором была задолженность не только по разным кредитным продуктам, но и задолженность различных банков. Это достаточно необычно, так как продавцы, в том числе банковские группы, как правило, структурируют лоты к продаже — по банкам, типам кредитов или территориальному признаку. Как выяснил Slon, необычна и предыстория. Дело в том, что банки ожидали в этом году ужесточения требований к расчету капитала (новые требования вступают в силу с июля). Некоторые из них стали избавляться от плохих долгов, которыми заинтересовался один из банкиров, — он собрал мозаичный портфель, а затем перепродал его.
Мобильные долги
В ноябре 2011 года состоялась первая сделка не телекоммуникационном рынке. Норвежское коллекторское агентство Lindorff приобрело по договору цессии задолженность абонентов МТС. В портфеле долги 600 000 абонентов номинальной стоимостью 0,9 млрд рублей, просроченные более года. Средняя сумма долга составляет 1500 рублей, задолженность в основном возникает при использовании услуг роуминга заграницей. Российские коллекторы только присматриваются к этому рынку, так как сумма средней задолженности абонента несопоставима со средним долгом заемщика. Невысокий спрос среди российских игроков связан также с размером лота: взять в работу свыше полумиллиона должников под силу не каждой компании.
Участники рынка не исключают, что вслед за «мобильными долгами» вскоре на рынке цессии могут появиться долги частных лиц в секторе ЖКХ. «Теоретически такие сделки возможны. Но так как аутсорсинг в секторе ЖКХ явление новое, по нашей оценке, должно пройти не менее года, чтобы коллекторы получили уверенность в качестве портфелей», — говорит старший вице-президент коллекторского агентства «Национальная служба взыскания» Сергей Шпетер. Заключению сделок, по его словам, мешает неурегулированный продавцами в лице энергохолдингов или энергосбытовых компаний вопрос о соблюдении требований, которые предъявляет закон о персональных данных, а также отсутствие у коллекторов знания о качестве таких портфелей.
Елена ЗУБОВА