По информации газеты «Коммерсантъ», платежная система PayPal может выйти на российский рынок с помощью «Почты России»: российская организация должна стать стратегическим партнером системы и наладить выпуск предоплаченных карт, привязанных к электронному кошельку PayPal. При этом инициатива партнерства исходит от американской компании.
Для чего PayPal партнерство с «Почтой России»?
Во-первых, у PayPal, уже работающей на российском рынке, есть проблема: вывод средств со своего электронного кошелька для русских пользователей пока возможен только на счет в банке США. Местный партнер может эту проблему решить. Эмиссия карт в рамках партнерства с «Почтой России», скорее всего, будет проводиться небанковской коммерческой организацией (НКО), а именно этого статуса и не хватало PayPal, чтобы соответствовать закону «О национальной платежной системе». В принципе компания могла купить готовое НКО или самостоятельно получить лицензию кредитной организации. Но совместно с общенациональным ФГУПом добиться ожидаемого результата будет быстрее и легче. Во-вторых, PayPal, очевидно, надеется, что выпуск совместных предоплаченных карт и их продажа во всех точках гигантской почтовой сети будет способствовать популяризации платежной системы в России.
Если в случае с первой задачей партнерство с «Почтой России» может оказаться делом полезным, то для популяризации платежной системы российская почтовая организация — не лучший партнер. Если внимательно посмотреть на бизнес PayPal в России, то становится понятно, что маркетинговых задач у проекта больше, чем юридических и технологических. Спрос на PayPal ограничен. Покупки в зарубежных онлайн-магазинах регулярно совершают не более 7% пользователей Рунета, то есть около 4% граждан. Показательно, что российская аудитория интернет-аукциона eBay, которому принадлежит PayPal, за год снизилась на 8% — до 3,19 миллиона уникальных посетителей. Игроки внутреннего рынка электронной коммерции давно пользуются услугами местных платежных систем — развитых, качественных и с хорошей узнаваемостью.
Казалось бы, лучшей площадки для выхода на массовый рынок не найти: у «Почты России» 42 000 отделений по всей стране, карты PayPal в результате могут быстро добраться до самых отдаленных уголков. Но у PayPal и «Почты России» почти не совпадают аудитории. Гигантская почтовая сеть для маркетинговых целей избыточна. Для начала PayPal хорошо бы охватить городской спрос. Пользователи, делающие покупки в западных онлайн-магазинах, и так преимущественно живут в больших городах, где рынок инструментов оплаты товаров в сети уже велик. Тысячи почтовых пунктов по всей России в ближайшие 2—4 года будут лишним довеском в структуре распространения карт, которые затеряются на полках
Остается и вопрос целевой аудитории. Дело в том, что PayPal в России сегодня нужны не столько покупатели, сколько продавцы. Ограничения по выводу средств затрагивают в первую очередь именно их. И если проблема с банковской лицензией в стране будет решена, значительные маркетинговые усилия PayPal будут обращены на работу с электронной торговлей, с мерчантами, конечными торговцами. Они в большинстве своем работают на внутреннем рынке, к российской почте относятся подозрительно и давно стараются предложить пользователям максимальное число альтернатив внутрироссийской доставки, по сути стимулируя бизнес конкурентов «Почты России».
Куда перспективнее было бы договориться с розничными сетями. Например, у PayPal большой опыт работы по распространению карт в сети 7-Eleven. У нас для партнерства прекрасно подошли бы сети салонов сотовой связи — такие как «Евросеть» или «Связной».
Михаил ЗАБЕЛЬСКИЙ