Банк «Санкт-Петербург» позиционирует себя как сильный региональный банк. В Петербурге и Ленинградской области проживает более 6 млн человек, это очень серьезная потенциальная клиентская база, говорит заместитель председателя правления банка «Санкт-Петербург» Константин Баландин. При этом экономика региона развивается более быстрыми темпами, чем в развитых странах, поэтому банк рассчитывает на приток новых клиентов. О трендах на петербургском банковском рынке, о том, чем отличается региональный банк от федерального, а также о том, какие уроки банк извлек из кризиса 2008—2009 годов, Константин Баландин рассказал корреспонденту РБК daily Андрею Жукову.
— Многие банки не ждут серьезного роста кредитного рынка, заявляют о прогнозируемом снижении маржи и, как следствие, сокращении издержек. Вы согласны с тем, что наступило время очередной оптимизации банковского бизнеса?
— Ни в одном бизнесе никогда не бывает все оптимизировано, всегда есть пространство для снижения издержек, процесс роста и сжатия — циклический. В зависимости от стадии развития компании в какой-то момент она жестко контролирует издержки, а в какой-то момент, наоборот, активно инвестирует в свое развитие.
— В какой из этих стадий сейчас находится банк «Санкт-Петербург»?
— В промежуточной. С одной стороны, мы находимся на этапе инвестирования в развитие, создания новых продуктов, обновления бренда, вложений в наших сотрудников. В этом смысле рост издержек в прошлом году у банка был более значительным, чем в 2010 году, когда мы находились в состоянии оптимизации. С другой стороны, в 2012 году мы не планируем наращивать инвестиции в собственное развитие и не ждем их существенного роста.
— Каковы планы по наращиванию портфеля на 2012 год?
— Мы не разделяем общего пессимизма, довольны тем, как прошел 2011 год, и в 2012 году рассчитываем примерно на такие же темпы роста. В 2011 году портфель банка вырос на 14% (на 1 января 2012 года его размер составил 231,3 млрд руб. — РБК daily), в этом году мы ожидаем роста в 10—15%. Наш подход реалистичный. Строится он на том, что ВВП России растет на 4%, инфляция — 6%, таким образом, рост номинального ВВП составляет около 12%. При росте на 15% в системе не появляется нового левереджа. Это нормальный темп роста, он не создает «пузырей».
— Изменились ли ваши клиенты за последние годы? Какие компании берут кредиты сейчас и на какие цели?
— Кредитуются предприятия всех отраслей. В основном кредиты берутся для пополнения оборотных средств, финансирования работ по контрактам, финансирования строительства. Намного меньше сделок, связанных с привлечением кредитов под покупку какого-либо предприятия. То есть сделок по покупке активов в долг стало меньше. Это позитивный фактор, поскольку именно такие операции приводят к созданию пузырей на рынке.
— А финансируете ли вы сделки по проектному финансированию, проектам развития?
— Встречаются и такие сделки, но сейчас их немного, и это отражает то, что в настоящее время инвестиционный спрос в России невысок.
— Во втором полугодии серьезно выросли банковские ставки. Вы ожидаете их дальнейший рост?
— Если говорить о долгосрочной перспективе, то ставки, несомненно, будут падать. А вот по краткосрочной дать прогноз очень сложно. Есть ощущение, что ставки могут еще подрасти. В предвыборный период государство делало многое, чтобы удержать инфляцию и, соответственно, кредитные ставки. Возможно, теперь это даст обратный эффект.
— Банк «Санкт-Петербург» намерен укрепить позиции в розничном секторе, каким образом?
— Основной продукт, который мы готовим и который уже начали предлагать своим клиентам, — это потребительское кредитование. Но мы не пойдем в точки продаж, мы предлагаем потребкредиты держателям наших пластиковых карт. Мы хотим, чтобы розница росла быстрее, чем корпоративный бизнес, это стратегическая задача банка. Сейчас розница в нашем портфеле составляет не более 7—8%, мы хотим в течение нескольких лет увеличить этот показатель до 15%.
— Вы согласны с тем, что население сейчас лучше оценивает ситуацию в экономике, чем бизнес, поэтому розничное кредитование будет развиваться лучше, чем корпоративное?
— Здесь есть очень разные мнения, но я считаю, что население в России по-прежнему недокредитовано, даже по сравнению со странами Восточной Европы. Поэтому есть потенциал для роста портфеля. Но не факт, что этот рост произойдет в 2012 году.
— Вы готовы развивать дополнительные сервисы, например гарантии?
— Для нас гарантии стали очень важным продуктом. Портфель гарантий у нас составляет порядка 38 млрд руб., он вырос примерно в три раза за последние два года, и сейчас это очень интересный бизнес. Это не просто попытка стать менее зависимым от стоимости фондирования, это попытка предложить больше продуктов клиентам, увеличить комиссионные доходы.
— Недавно банк заявил о новой стратегии развития. В чем она заключается?
— Мы провозгласили, что намерены быть сильным региональным игроком. Мы должны качественно поднять уровень сервиса, активно продавать наши продукты нынешним клиентам, а это более 1 млн петербуржцев. Мы много вкладываем в свое развитие, в IT, в бренд, в обучение персонала, качество услуг, новые продукты. Наше преимущество в том, что мы местный банк, мы знаем среду, в которой работаем, знаем горожан, их интересы, потребности и можем разговаривать с ними на одном языке.
— Но есть же региональные отделения, филиалы федеральных банков, которые давно работают в городе и также могут заявлять о том, что хорошо знакомы с местным рынком.
— Вопрос в том, насколько эти банки самостоятельны в принятии решений относительно продуктового ряда, оптимизации процессов, взаимодействия с клиентами. Региональное развитие означает, что ваше присутствие вы размазываете ровным слоем по стране и с учетом размеров страны этот слой зачастую оказывается очень тонким. То есть это даже не слой, это тонкая пленка, вас не видно. Мы же, наоборот, хотим быть банком, который заметен.