Германия согласится на выпуск единых европейских бондов, если соседи по еврозоне пожертвуют частью своего суверенитета в пользу общего правительства, рассказал The Wall Street Journal (WSJ) немецкий чиновник, знакомый с ходом переговоров. Такой вариант допустим лишь после углубления европейской интеграции, а на это могут уйти долгие годы, заявил представитель канцлера Германии Ангелы Меркель.
Сейчас в еврозоне идет работа над «большим планом», в мае национальные лидеры договорились обсудить на июньском саммите Европейского союза «дорожную карту» антикризисных мер, говорит высокопоставленный европейский чиновник. Не стоит ждать от саммита «большого взрыва», замечает немецкий чиновник: если Европе удастся очертить общую повестку дня, это уже будет большим успехом. Пока на столе переговоров четыре варианта, пишет WSJ, подводя итог дискуссии: расширение полномочий европейских институтов ради выпуска евробондов; создание единого органа банковского надзора и внедрение страховых депозитов; координация налоговой и фискальной политики на уровне еврозоны; структурные преобразования, стимулирующие рост.
Германия готова обсуждать любые меры, но только в комплексе, рассказывают члены немецкой делегации: пока Берлин не сможет влиять на фискальную политику других членов еврозоны, он не согласится выпускать единые бонды или страховать банковские депозиты Ирландии и Испании. Цена любой антикризисной меры — потеря фискального суверенитета, добавляет один из них: «Игра началась».
Министр финансов Франции Пьер Московиси и еврокомиссар по экономике Олли Рен настаивают, что прежде всего нужно разрешить европейскому антикризисному фонду напрямую давать банкам деньги на рекапитализацию, минуя посредника в лице национальных правительств. Это позволит поддержать банки, не наращивая суверенных долгов, подчеркивает Рен.
Премьер-министр Испании Мариано Рахой в выходные высказался в пользу укрепления фискального союза. Нужно создать «европейский фискальный орган», который будет определять единую стратегию 17 стран еврозоны и осуществлять «централизованный контроль» за национальными финансами, сказал Рахой. Такие заявления — признак того, что испанское правительство в отчаянии, считает аналитик Swordfish Research Гари Дженкинс: «Если премьер-министр готов отказаться от части суверенитета, значит, кризис настолько острый, что выбора уже нет — скоро мы увидим спасение Испании».
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле и Меркель убеждают испанское правительство как можно скорее принять помощь, сообщило издание Der Spiegel, торопят и власти Евросоюза, пишет El Pais со ссылкой на брюссельских чиновников. Доходность испанских госбумаг приближается к 7% (уровень, после которого обращались за помощью Греция, Ирландия и Португалия. — «Ведомости»), безработица в мае превысила 24%. Правительство Испании взяло на себя обязательства сократить дефицит бюджета с 8,5% ВВП в 2011 г. до 5,3% к концу 2012 г. и 3% в 2013 г. Но по расчетам испанского экономиста Луиса Гарикано, которого цитирует El Pais, с учетом состояния национальной экономики для такой коррекции потребуется не 32 млрд евро (исходя из ВВП около 1 трлн евро), а примерно вдвое больше — от 53 млрд до 64 млрд, а это делает миссию невыполнимой.
Кипр в опасности
Маргарита ЛЮТОВА