Треть заемщиков — физических лиц хотя бы раз за последние 12 месяцев были не в состоянии внести очередной платеж по кредиту. Такой вывод следует из результатов всероссийского опроса, проведенного Национальным агентства финансовой информации (НАФИ) в мае 2012 г. с целью исследования проблем должников и коллекторских услуг. В опросе приняли участие 1600 человек из 150 населенных пунктов в 40 субъектах федерации. Погрешность выборки 3,4%.
В частности, на вопрос «Скажите, Вы (Ваша семья) оформляли в течение последних 12 месяцев банковский кредит? Если да, то были ли за это время случаи, когда Вы оказывались не в состоянии внести очередной платеж по кредиту?» 49% респондентов ответили отрицательно — «не оформляли». 33% опрошенных заявили, что пользовались кредитами, но не имели просрочки, 3% затруднились ответить, а 15% подтвердили, что за последние 12 месяцев хотя бы раз были не в состоянии внести очередной платеж.
«Среди действующих заемщиков ответы распределились следующим образом: 30,4% сталкивались с проблемой вовремя внести платеж, 64,6% — нет, еще 5% затруднились ответить», — уточняет директор по коммуникациям НАФИ Юлия Барабанова.
По данным ЦБ, по состоянию на 1 мая 2012 г. россияне задолжали банкам порядка 303 млрд руб., добавляет замгендиректора «Секвойя кредит консолидейшн» Ирина Поддубная.
При этом даже лица, допустившие просрочку платежа по кредиту, как правило, не сталкиваются с работой коллекторских агентств. 92% всех участников майского опроса НАФИ заявили, что не имели опыта общения с коллекторами, 5% затруднились ответить. Еще 2% респондентов сообщили, что коллекторы не смогли им помочь и проблема задолженности не решилась. И лишь 1% считает, что коллекторы помогли разрешить проблему долга.
«На сегодняшний день коллекторская отрасль находится лишь только на старте своего развития — компании, банки передают коллекторам лишь малую часть всей имеющейся задолженности», — объясняет Поддубная.
Опрос также показал: половина россиян по-прежнему отрицательно относится к взыскателям долгов. Причина, по мнению Барабановой, кроется в том, что подавляющее большинство россиян не имеют практического опыта общения с коллекторами, а в своих мнениях и оценках опираются на информацию из СМИ, которая чаще носит эмоционально негативный оттенок.
Людмила КОВАЛЬ