Вчера Сбербанк подписал соглашение о приобретении 99,9% акций Denizbank за $3,5 млрд, или с коэффициентом 1,33 к величине собственных средств. Сам Сбербанк торгуется на бирже с коэффициентом 1,8, это самый высокий показатель среди российских банков. Председатель правления Сбербанка Герман Греф давно объявил, что приоритетными направлениями экспансии стали Польша и Турция. Еще в 2010 г. Сбербанк вел переговоры о приобретении 20% акций ведущего банка Турции Garanti Bank, но отказался от сделки, поскольку довести долю в Garanti до контрольной оказалось невозможно. Трудными были и переговоры о Denizbank. В конце прошлого года зампред правления Сбербанка Сергей Горьков даже заявил, что банк отказался от покупки. Но месяц назад переговоры возобновились, а две недели назад «Сбер» получил эксклюзивное право на них.
Франко-бельгийская группа Dexia ни за что бы не продала свой турецкий банк, если бы не проблемы на европейском рынке и необходимость расплачиваться за госпомощь, уверен один из консультантов Dexia. Denizbank — прибыльный и хорошо работающий, а справедливую цену за него сейчас не получить. Это восьмой по величине банк страны с 600 отделениями, Сбербанк его называет «ведущим универсальным банком Турции». Среди российских банков Denizbank занял бы по размеру активов и капитала 8-е и 9-е места соответственно. Рентабельность капитала Denizbank в прошлом году составила 17,4%, самого Сбербанка — 27,5%.
Привлекать деньги для сделки не нужно, уверяет Греф. Только за I квартал этого года прибыль Сбербанка по МСФО составила почти $3 млрд. Покупка Denizbank снизит достаточность капитала Сбербанка на 0,6 процентного пункта, она останется далека от нижней границы в 10%, успокоил Греф. Зато международный бизнес будет приносить Сбербанку до 8% прибыли, а наработки Denizbank «Сбер» сможет тиражировать на других рынках, уверяют его представители.
Сбербанк правильно поступает, приобретая активы в Турции, — это очень перспективный рынок, с большой емкостью и потенциальной доходностью, уверен президент ВТБ Андрей Костин. Сам ВТБ, стремительно растущий во многом за счет приобретений, на покупки не засматривается — группа занята интеграцией приобретенных в прошлом году Транскредитбанка и Банка Москвы. Последний обошелся ВТБ в 143 млрд руб. (более $4,5 млрд), столько российские банки никогда не платили. Denizbank по размеру активов и капитала заметно уступает Банку Москвы и лишь немного отстает от Альфа-банка, крупнейшего частного банка страны.
Камнем преткновения при обсуждении сделки стал вопрос о возврате средств, привлеченных от Dexia, рассказывает близкий к переговорам источник. Владельцы многих банков после их продажи забирают оттуда свои средства, регуляторы же требуют от покупателя заместить эти ресурсы, что снижает выгодность сделки. Так, покупка VBI за 505 млн евро потребовала от Сбербанка разместить там дополнительно 2,5 млрд евро.
В данном случае долг перед Dexia замещать не придется, говорит близкий к переговорам источник. «В этом плане там все хорошо», — знает консультант Сбербанка. Детали они не раскрывают. В отчетности Denizbank не значится депозитов от акционеров, а субординированный долг, не подлежащий досрочному погашению, составляет около $450 млн. Тем не менее речь идет о дополнительных инструментах на $550 млн, уверяет один из консультантов.
Сбербанк — не первая российская компания, выбравшая Турцию для международной экспансии. В сентябре прошлого года на местный рынок вышел «Яндекс», а «Альфа-групп» борется за контроль над крупнейшим оператором Турции — Turkcell. Магнитогорский меткомбинат потратил на СП в Турции $2 млрд, но сейчас проект приносит ему убытки.
Сделка окажет негативное влияние на капитал Сбербанка, ограниченное позитивное влияние на его прибыль и отвлечет менеджмент от реструктуризации российского бизнеса, скептичны аналитики Citi. На турецком рынке у Сбербанка не будет такой протекции, как в России, поэтому конкуренция с местными достаточно эффективными банками покажет, на что он способен, предупреждает управляющий партнер «Третьего Рима» Андрей Мовчан. К тому же теперь не стоит ожидать продажи части пакета ЦБ в капитале Сбербанка до консолидации результатов Denizbank в отчетности — инвесторы захотят изучить влияние сделки, предупреждает аналитик «Уралсиб кэпитал» Леонид Слипченко. Это некритический фактор, но вполне может повлиять, соглашается один консультант Сбербанка. Другой уверен, что влияния не будет. Греф заявил, что сделка будет закрыта в этом году.
Вчера Сбербанк стал одним из лидеров падения на ММВБ. Его обыкновенные акции подешевели на 2,4%, а индекс ММВБ снизился на 0,2%.
Стратегия Грефа
В Китае и Индии Сбербанк ограничился представительствами, а на рынки Восточной Европы вышел за счет приобретения австрийского Volksbank Int (VBI) почти с 300 отделениями в Боснии и Герцеговине, Словакии, Чехии, Хорватии, Венгрии, Сербии и Словении.
Василий КУДИНОВ, Татьяна ВОРОНОВА, Антон ТРИФОНОВ, Татьяна БОЧКАРЕВА