В среду доходность 10-летних испанских евробондов достигла 6,83% — уровня, не виданного с момента образования еврозоны, — хотя несколько дней назад Еврогруппа обещала предоставить Мадриду финансовую помощь в объеме 100 млрд евро для рекапитализации банковской системы (позже показатель снизился до 6,7%). Аналогичные бумаги Италии выступили не лучше: накануне их доходность достигла 6,26%, обновив максимум 2012 г. А новые итальянские годовые векселя в среду были размещены под 3,972% годовых (против 2,34% на предыдущем аукционе 11 мая).
Инвесторы настолько разуверились в способности Европы справиться с долговым кризисом и установить контроль над трансграничными банковскими операциями, что вверх поползла даже доходность немецких евробондов (еще недавно она уходила в минус). Та же участь постигла и другие «тихие гавани» — Нидерланды и Финляндию. Пожар на периферии еврозоны, похоже, подбирается к ее центру.
«Кризис углубляется все быстрее и быстрее. Инвесторы учитывают какой-нибудь из двух побочных рисков — полный развал еврозоны или фискального союза», — сказал корреспонденту FT Марк Шофилд, ведущий аналитик Citigroup.
Резкое повышение доходности евробондов демонстрирует, что предоставление кредита Испании не достигло главной своей цели — не успокоило покупателей испанского долга. Наоборот, оно лишь подчеркнуло, что Мадрид может снова обратиться за помощью к соседям по еврозоне — только на этот раз в долг будет брать государство, а не антикризисный фонд помощи банкам.
Европейские власти утверждают, что краткосрочных механизмов достаточно, чтобы Евросоюз преодолел кризис, задействовав антикризисные фонды. При обсуждении более долгосрочных мер акцент делается на усилении фискальной координации и установлении единого контроля над европейскими банками.
Канцлер Германии Ангела Меркель выступила за усиление контроля над европейской банковской системой. Однако план создания общеевропейского регулирующего органа пришелся Берлину не по вкусу, поскольку он требует взаимных гарантий стран еврозоны по долгам соседей. «Германия — и здесь я могу говорить от лица всей страны — готова сделать еще больше для интеграции, но мы не можем участвовать в вещах, которые — я в этом убеждена — приведут только к еще большим бедам, чем те, с которыми мы вынуждены бороться сегодня», — заявила Меркель.
Министр Великобритании Джордж Осборн сказал, что выход Греции из еврозоны, возможно, заставит Германию пересмотреть свою позицию и взяться за спасение единой европейской валюты. «Не знаю, возможно, немецкому правительству требуется, чтобы Греция вышла из еврозоны, и тогда оно сможет объяснить гражданам, зачем нужно делать некоторые вещи, например, создавать банковский союз, выпускать общие евробонды и т. п.», — сказал он на деловом мероприятии, организованном газетой Times.
Европейский центробанк предупредил, что правительствам европейских стран придется принять решительные меры, чтобы стабилизировать финансовые рынки. ЕЦБ настаивает на создании банковского союза, хотя Германия считает этот шаг рискованным и «преждевременным».
«Необходимо <…> создать банковский союз в качестве неотъемлемой части монетарного союза», — говорится в полугодовом обзоре ЕЦБ, посвященном финансовой стабильности. Такой союз подразумевает общий для всей еврозоны орган надзора за банками, гарантии по депозитам и механизм фондирования.
Роль общеевропейского органа надзора за финансовой системой должен взять на себя ЕЦБ, считает его вице-президент Витор Констансиу. «Разумеется, для проведения этих реформ потребуется время», — сказал он. Его идею поддержал президент Банка Франции Кристиан Нуайе. Великобритания, которая не является членом еврозоны, также считает, что Европейскому центробанку, созданному в 1988 г. для борьбы с инфляцией, следует взять на себя функции регулятора в новом банковском союзе. Тем не менее Констансиу подчеркнул, что ЕЦБ еще не выработал единой позиции по данному вопросу.
Анна РАЗИНЦЕВА