Внешэкономбанк получил предложения — в виде комфортных писем — о выкупе доли банка (4%) в аэропорту «Шереметьево», — сообщил зампред правления Внешэкономбанка Михаил Полубояринов на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Но кто именно предлагает выкупить, говорить отказался.
Это Газпромбанк, знает сотрудник одного из московских аэропортов. Банк намерен консолидировать не только 4% в «Шереметьево», принадлежащие Внешэкономбанку, но и еще 4%, принадлежащие ВТБ, утверждает он: это обычная банковская деятельность, банк перекупает долг, который был конвертирован в акции.
Эту информацию подтвердил и человек из совета директоров «Шереметьево» — по его мнению, актив особенно интересен ввиду грядущей консолидации московского авиаузла в единую госкомпанию, а также в свете заявлений государства о планах приватизации «Шереметьево» и привлечении инвесторов в аэропорт в ближайшие годы.
Сотрудники ВТБ и Внешэкономбанка подтвердили, что переговоры о покупке доли банков в «Шереметьево» идут. Официальные представители обоих банков от комментариев отказались, пресс-служба «Шереметьево» вхождение Газпромбанка в капитал аэропорта не комментирует.
Внешэкономбанк готов продать свой пакет акций «Шереметьево» по рыночной цене, сообщал Полубояринов весной: «Мы совершенно спокойно выйдем из этого пакета». Полубояринов говорил тогда же, что текущая задолженность «Шереметьево» перед Внешэкономбанком составляет около $670 млн и что официальных обращений от покупателей еще не поступало.
Внешэкономбанк и ВТБ получили доли в «Шереметьево» после консолидации активов ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» и подконтрольного «Аэрофлоту» «Терминала», строившего терминал D в аэропорту. В объединенной компании государство получило 83%, «Аэрофлот» — 9%, Внешэкономбанк и ВТБ — по 4%.
Газпромбанк уже делал попытку войти в аэропортовый бизнес, напоминает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь»: в 2009 г. он создал совместную с управляющей компанией «Лидер» и Flughafen Wien AG компанию «Петропорт-концессия» — специально для участия в конкурсе на управление аэропортом «Пулково», правда, она проиграла консорциуму «Воздушные ворота Северной столицы» (владельцы — ВТБ и Fraport). Но вряд ли банк претендует на более чем 25%-ный пакет в «Шереметьево». Возможно, он просто выступит посредником государства в части консолидации миноритарных пакетов «Шереметьево», рассуждает Рожков. Например, выкупит пакет у «Аэрофлота» и частных акционеров «Внуково», когда оно объединится с «Шереметьево». А возможно, именно через посредничество Газпромбанка продолжатся переговоры с частными владельцами «Домодедово», предполагает эксперт и напоминает о давней идее Минтранса создать единый московский авиаузел (см. врез).
Судьба аэропортов
Государство планирует передать свои доли в аэропортах «Шереметьево» (83%), «Внуково» (74,7%) и «Международном аэропорту Внуково» (25%) в специальную госкомпанию. Идеологом объединения был экс-министр транспорта Игорь Левитин. Предложения по созданию УК для московских аэропортов Минтранс представит правительству в 2013 г., передал «Интерфакс» со ссылкой на министра транспорта Максима Соколова.
Екатерина СОБОЛЬ, Василий КУДИНОВ