Брюссель разработал свод мер, благодаря которым зона евро уже в ближайшие десять лет превратится в полноценный фискальный, банковский и политический союз. Документ, в частности, предусматривает расширение полномочий еврочиновников по контролю уровня госдолга и бюджета стран зоны евро вплоть до выписывания штрафов нарушителям. Изначально план содержал более радикальные предложения, однако Германия внесла правки, и неугодные ей меры были исключены.
После двух саммитов, разочаровывающих отсутствием радикальных мер по преодолению долгового кризиса, — «большой двадцатки» в мексиканском Лос-Кабосе и европейской «четверки» в Риме — встреча в Брюсселе в конце этой недели может преподнести сюрпризы. Квартет четырех европейских председателей — Херман ван Ромпей (Европейский совет), Жозе Мануэл Баррозу (Еврокомиссия), Марио Драги (ЕЦБ) и Жан-Клод Юнкер (Еврогруппа) — представил план спасения Европы. Правда, документ был значительно урезан после редактуры немецкими чиновниками, которые выкинули все неудобные главному контрибутору Европы предложения.
В целом проект направлен на превращение зоны евро в политический, банковский и фискальный союз. Чтобы добиться первого, планируется усилить централизованный контроль финансов стран. В частности, Брюссель будет ежегодно определять допустимый размер госдолга и дефицита бюджета. Хотя в документе эта мера и описывается как предложение к пересмотру, на деле у чиновников достаточное количество инструментов (в том числе штрафы), способных убедить правительства прислушаться к их мнению. Если же страна понимает, что превысит допустимую норму, то ей, чтобы избежать санкций, потребуется разрешение Брюсселя.
Укреплять банковский союз чиновники намерены созданием общеевропейских гарантий по депозитам, а также выпуском в среднесрочной перспективе евробондов и использованием средств из стабфондов для рекапитализации банков. Канцлер Германии Ангела Меркель все еще выступает против общей финансовой ответственности за долги Европы. «Если Германия сдастся, то она потеряет больше всех. Ставки доходности по немецким государственным облигациям возрастут, и вся Европа будет вынуждена брать финансирование под более высокие проценты», — отмечает главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен. Пока же Германия не решится на выпуск евробондов, Брюссель предлагает опробовать их бета-версию — краткосрочные облигации под гарантии всего нескольких стран, а не всего валютного блока. Кроме того, чиновники предлагают ввести общий банковский надзор, за который ратует Берлин. При этом если в первой редакции этот орган наблюдал бы за деятельностью 8 тыс. банков Европы, то во второй — только за крупными международными банками (таким образом Германия обезопасила свою сеть региональных сбербанков). Шаг в сторону фискального союза призваны обеспечить стабфонды, которые в отдаленной перспективе смогут выкупать госдолг напрямую.
Хотя окончательный проект далеко не так радикален, как изначальный, однако даже с его введением могут возникнуть проблемы. «Если бы все эти меры были приняты, то Европа, возможно, и была бы спасена. Однако Германия не хочет больше выделять средства, пока не будет ужесточен контроль финансов стран, а Франция не желает поступиться суверенитетом. Если страны не пойдут на уступки, то итог предстоящего саммита будет разочаровывающим», — подчеркивает аналитик Capital Economics по Европе Дженнифер Маккьюен.
Юлия КАЛАЧИХИНА