В прошлом году финансовая сфера сравнялась с туристической по количеству нарушений, связанных с предоставлением услуг, следует из презентации начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олега Прусакова на конференции ассоциации «Россия». По другим шести направлениям деятельности Роспотребнадзора (торговля, транспорт, связь, ЖКХ, образование и медицина) нарушений гораздо меньше, однако точных данных ни Прусаков, ни другие представители Роспотребнадзора не приводят.
В прошлом году Роспотребнадзор провел 1390 мероприятий по контролю за кредитными организациями, в среднем на одну проверку приходится 1,5 нарушения, сообщил Прусаков. Таким образом, речь может идти почти о 2000 выявленных нарушений. Правда, такое перемножение «не совсем корректно», предупреждает Прусаков.
ЦБ согласно его материалам в прошлом году провел 1143 проверки в банках. Количество выявленных нарушений не раскрывается. Применялись преимущественно предупредительные меры воздействия, в основном направление письменной информации руководству и собственникам банков, отмечается в отчете Банка России. Более жестко регулятор действовал менее чем в 900 случаях: требования об устранении нарушений применены в отношении 519 кредитных организаций, штрафные санкции — в отношении 215 кредитных организаций, ограничения отдельных операций — 68, запреты на осуществление отдельных банковских операций — 25, запреты на открытие филиалов — 35.
Если ЦБ за прошлый год увеличил количество проверок лишь на 10%, то Роспотребнадзор — почти на 50%. Но для этого есть причина — в прошлом году граждане обращались в Роспотребнадзор по вопросам оказания финансовых услуг 21 706 раз, в 2010 г. таких обращений было 19 032.
Основными правонарушениями являются непредоставление полной и достоверной информации при заключении кредитных договоров и включение в них противоправных условий, говорится в материалах Роспотребнадзора. Суды признали таковыми комиссии за ведение и открытие счета, право банка на изменение договора в одностороннем порядке, комиссии или неустойки за досрочное исполнение договора, навязывание услуг по страхованию, комиссии за снятие денег в банкомате, комиссии за рассмотрение заявки на кредит, комиссии за прием денежных средств в кассу и др.
Сравнивать туристический бизнес с банковским некорректно, уверен вице-президент ассоциации «Россия» Александр Хандруев. Потребитель финансовых услуг может быть недобросовестным, а турист недобросовестным быть не может, говорит он. Не существует четкого перечня, который бы определял, что такое полная информация по кредитному договору, продолжает Хандруев: «Заемщик может делать вид, что не понимает условия договора, но на самом деле просто не хочет выплачивать кредит».
Облегченный вариант
Проверки ЦБ начинаются с кассовой дисциплины и заканчиваются комплексной проверкой всей деятельности банка, говорит один из банкиров. Роспотребнадзор смотрит на взаимоотношения банка с клиентами: это договоры между банком и физическим лицом, иногда реклама, поясняет он.
Дарья БОРИСЯК