Бюджетное послание президента поссорило министров. Минэкономразвития считает, что бюджет нужно верстать исходя из средней цены нефти за последние годы, но с учетом инфляции, Минфин — без учета. Цена вопроса только на ближайший год — $12 млрд. Спор по ключевому для послания пункту решили отложить на осень.
В четверг сразу после оглашения бюджетного послания Владимира Путина премьер Дмитрий Медведев собрал министров, чтобы принять ключевой документ для выполнения наказа президента. «Опыт работы в условиях кризиса 2008 года нас многому научил. В то же время всем известно, что сценарии кризисов никогда не повторяются в полной мере. Поэтому нам нужен набор инструментов, который позволяет ответить на существующие вызовы», — заявил премьер.
Главный защитный инструмент — введение нового бюджетного правила, напомнил Медведев. Его суть в том, чтобы снизить зависимость доходов и расходов государства от колебаний цены на нефть, так как сейчас около половины поступлений в федеральный бюджет формируется за счёт добычи нефти и ее экспорта.
Как указал в послании президент, с 2013 года бюджет будет верстаться исходя не из прогнозных цен на нефть, а из средних за последние пять лет. С каждым годом расчетный период будет увеличиваться на год, пока не достигнет 10 лет.
Новое правило необходимо принять в этом году, для чего придется внести изменения в Бюджетный кодекс и в закон о бюджете. Подробности нового бюджетного правила описал его автор — глава Минфина Антон Силуанов.
Базовая цена нефти будет определена в сумме, эквивалентной долларам США за расчетный период. На ее основе будет определяться предельный объём расходов бюджета, с учетом допустимого дефицита в размере 1% ВВП. Если цена на нефть за последние три года окажется ниже базовой, за основу для формирования бюджета будет приниматься средняя цена нефти за эти три года.
Если цена на нефть будет выше базовой, допдоходы будут направляться в Резервный фонд. Когда его размер достигнет 7% ВВП, дополнительные нефтегазовые доходы могут направляться в Фонд национального благосостояния или на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов.
Самые большие сложности с применением нового правила возникают в ближайшие годы. Поскольку трехлетний бюджет на 2012—2014 годы уже принят, то при расходовании госсредств будут учитываться и новое правило, и утвержденные ранее параметры бюджета. В бюджет 2013 года заложена стоимость нефти $97 за 1 баррель, в 2014 году — $101. И только с 2015 года бюджет будет сверстан исключительно в соответствии с новым правилом.
Выслушав Силуанова, Медведев предложил членам кабинета высказаться по теме. У министра экономического развития Андрея Белоусова нашлись возражения. Он предложил учитывать при определении базовой цены на нефть инфляцию.
«Если это обстоятельство не учитывать, то на десятилетнем периоде накапливается достаточно большая систематическая ошибка. Если её перевести в рубли, то, на самом деле, это десятки миллиардов, что повлияет на расходную часть бюджета», — объяснил Белоусов.
Глава Минфина не согласился: если учитывать инфляцию, то в 2013 году базовая цена на нефть составит $98 за баррель. Если не учитывать — $92.
К дискуссии подключился вице-премьер Аркадий Дворкович. «Элементарные правила экономической и математической логики говорят о том, что нужно учитывать инфляцию, — заявил он. — Мы же учитываем инфляцию, когда индексируем зарплаты, пенсии, многие другие вещи. Не учитывать тот же самый параметр при определении базовых гипотез относительно доходов просто нельзя: это не будет соответствовать логике».
«А что важнее — законы экономики или законы математики», — с улыбкой поинтересовался Медведев. Дворкович в ответ заявил, что он по образованию «экономист-математик» и у него «в голове они соединяются очень удачно и гармонично». «Но только у вас», — вздохнул премьер.
Слово взял первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Мне кажется, мы этот вопрос уже обсудили с ясным решением», — сказал Шувалов, одобрив предложение Минэкономразвития об учете инфляции. «Но раз мы это обсуждаем публично, в присутствии большого количества людей, под камеры, получается, что недообсудили», — возразил Медведев. Он предложил вернуться к этой теме на ближайшем заседании правительства.
Но чтобы не тормозить выполнение послания президента, Белоусов предложил принять в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс уже в весеннюю сессию Госдумы, а к спорному вопросу вернуться в сентябре, определив при втором чтении поправок, надо ли индексировать базовую стоимость нефти на величину инфляции.
На брифинге после заседания президиума Силуанов пояснил «Газете.Ru», в чем недостаток предложения Минэкономразвития: он приведет к росту ненефтегазового дефицита бюджета и сохранению зависимости бюджета от мировых цен на сырье.
«По бюджетному правилу с учетом инфляции, что было предложено министерством экономического развития, уровень ненефтегазового дефицита к 2020 году будет выше 9%. По нашему правилу, этот параметр уже через пять-шесть лет составит около 7,5%», — пояснил Силуанов.
С другой стороны, по экспертным оценкам, изменение цены нефти на $1 — это примерно $2 млрд для бюджета. Переверстка бюджета на ближайшие годы исходя из цены $92 за баррель приведет к урезанию расходов на $12 млрд — примерно 396 млрд рублей по нынешнему курсу.
Впрочем, как ранее указывал Силуанов, такие резервы в бюджете есть: секвестру могут подвергнуться только условно утвержденные расходы, это 343 млрд руб в 2013 году и 850 млрд в 2014 году.
Следовать новому бюджетному правилу, если его примут, будет достаточно легко только в следующем году, считает экономист по России и Казахстану банка ING Дмитрий Полевой. «Базовая цена нефти и прогнозная, заложенная в бюджет 2013 года, отличаются всего на $5 и выполнению повышенных обязательств при плановом дефиците бюджета ничего не угрожает. Выйти
Рустем ФАЛЯХОВ