«Антикризисный» законопроект Ассоциации региональных банков России, который увеличивает максимальные сроки рефинансирования втрое — с одного года до трех лет, внесен в Госдуму и будет рассмотрен в осеннюю сессию, сообщил президент ассоциации Анатолий Аксаков. По информации «Известий», в его поддержку уже высказались ВТБ и Агентство по страхованию вкладов (АСВ). ЦБ по-прежнему против.
В статье 40 закона о Центробанке определено, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков для компенсации временной нехватки финансовых ресурсов. Особенно активно практика рефинансирования развернулась в кризис 2008 года, когда Центробанк выдавал банкам беззалоговые кредиты. Всего ЦБ выдал в 2008—2009 годах 1,9 трлн рублей беззалоговых кредитов. Хотя из этой суммы 43,1 млрд банк потерял (кредиты не вернули Межпромбанк, Петрофф-банк и АМТ-банк), на процентах по беззалоговым кредитам ЦБ заработал больше — 200 млрд рублей. Пик спроса на баззалоговые кредиты пришелся на первое полугодие 2009 года, а в 2010-м инструмент был отменен.
Сейчас в рамках системы рефинансирования ЦБ дает банкам залоговые кредиты под 8% годовых на срок до одного года. Этот максимальный срок определен ч. 1 ст. 46 ФЗ («О Центральном банке»). Банкиры предлагают увеличить этот срок втрое — до трех лет.
— ЦБ должен более активно участвовать в поддержке кредитных организаций. Тем более что мировая практика поддерживает эту тенденцию. Опираясь на нее и ситуацию, которая есть на внутреннем рынке, мы считаем, что нам также нужно закрепить эту норму, — заявил на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Аксаков. — Соответствующий законопроект в Думе. Может, и вообще сроки отменим.
Банковское сообщество поддерживает Аксакова. Вице-президент Ассоциации российских банков Александр Милюков считает, что у банков должны быть «длинные деньги» для того, чтобы кредитовать предприятия сектора реальной экономики.
Глава второго по величине российского банка ВТБ Андрей Костин в письме вице-премьеру Игорю Шувалову две недели назад указал, что «основной срок, интересующий корпоративных заемщиков, в том числе относящихся к ключевым отраслям экономики, составляет три-пять лет». Президент ВТБ отметил (письмо есть у «Известий»), что в условиях финансовой нестабильности, общего дефицита долгосрочных пассивов такое несовпадение сроков привлечения средств от ЦБ со сроками кредитования заставляет банки принимать на себя дополнительные риски. Или, как вариант, ограничивать кредитование реального сектора экономики на срок свыше одного года.
Поэтому Костин, как и Аксаков, предлагает внести поправки в закон «О Центральном банке», увеличив сроки рефинансирования втрое — с одного года до трех лет. Также глава ВТБ предлагает ввести рефинансирование в долларах или евро в зависимости от потребностей банка-заемщика (сейчас действует только в рублях в соответствии с Положением 312-П).
С соответствующей инициативой он обратился к министру финансов Антону Силуанову, предложив внести изменения в закон. Обратной реакции пока не последовало. В Минфине на запрос «Известий» не ответили.
— Идея предоставления кредитов в валюте, на мой взгляд, не является революционной, — считает начальник отдела продаж инвестиционных продуктов банка «Стройкредит» Cергей Александров. — Но поскольку по факту ЦБ уже принимает в залог валютные активы, то можно попробовать и валютные кредиты. По итогам некоторого периода можно будет оценить востребованность такого предложения и станет понятно, как это сказывается на рынке.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ, Дина УШАКОВА