Для России, бюджет которой завязан на нефтяные цены, наступают тяжелые времена — экономисты наперебой пророчат снижение цен, критичным уровнем для российского бюджета, который сбалансирован при цене в $115 за баррель, считается $80 за баррель. При падении до $60 начнется катастрофа. Так считалось до сих пор. Но чем ниже падают цены, тем более оптимистичны становятся экономисты и аналитики. И вот уже слышны заявления, что ни российским компаниям, ни бюджету уровень в $60 никак не угрожает.
По оценкам аналитика по нефтегазовому сектору Raiffeisenbank Андрея Полищука, комфортным уровнем для российских нефтяных компаний являются среднегодовые $100 за баррель, однако если цены упадут ниже, ничего страшного, по крайней мере, первое время, не произойдет. «Точка безубыточности для российских нефтяных компаний находится на уровне $55 за баррель, — уверен Андрей Полищук. — Ведь 70% расходов компаний — это налоги, а налоги формируются через формулу, которая привязана к цене на нефть. При снижении цены на нефть соответственно снижаются и расходы. У «Роснефти» точка безубыточности находится еще ниже — около $45 за баррель. Даже при таких ценах на нефть компании могут жить, но здесь вопрос уже в инвестициях: вложений в модернизацию и развитие новых месторождений не будет. Конечно, это крайне нежелательный вариант: рано или поздно станет проблема невозможности развития, то есть прожить пару лет на таких ценах все смогут».
Не станет катастрофой снижение цен до $60 за баррель и для российского бюджета — если цены упадут и будут долго оставаться низкими, правительство просто девальвирует рубль. Ослабление национальной валюты позволит сохранить доходы бюджета — поскольку нефтяные налоги, номинированные в рублях, сохранятся на прежнем уровне. Об этом пишет в сегодняшнем обзоре главный экономист «Тройки-Диалог» Евгений Гавриленков. С прогнозом согласен и аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Ослабление рубля частично компенсирует падение цен на нефть, так как операционные расходы и большая часть капитальных вложений номинированы в рублях», — считает он. Уже сейчас, благодаря тому что ЦБ перестал активно таргетировать номинальный курс рубля, экономике удалось избежать резкой нехватки ликвидности, пишет Гавриленков.
Эксперты Высшей школы экономики также считают вероятным использование российскими властями девальвации рубля для исполнения бюджетных обязательств при снижении цен на нефть. «Высочайшая зависимость доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть (более 50%) создает большой соблазн использовать девальвацию как способ повысить не только текущие поступления в бюджет, но и рублевую оценку уже накопленных объемов Резервного фонда и ФНБ. Хотя
Не помогут такие меры лишь при снижении мирового спроса на нефть. Однако это крайне маловероятно: география российского экспорта достаточно широка, а спрос на энергоносители в реальном выражении остается стабильным, пишут специалисты «Тройки Диалог». Спрос на нефть будет высоким, согласен Андрей Полищук. В этом году потребление жидких углеводородов в мире увеличится на 1%, главным образом за счет Китая: эта страна увеличит импорт сырой нефти до исторически рекордного уровня в 6 млн баррелей в сутки (или 65% от чистого импорта в США).
Екатерина МЕТЕЛИЦА