Новости с мировых рынков и отечественная статистика в последние дни сулят российской экономике подъем. Во вторник цена на нефть впервые за последние недели превысила отметку в $100 за баррель, а Росстат отчитался об ускорении роста промышленности в мае. Но оснований для оптимизма нет, предупреждают эксперты. Эксперты Центра развития Высшей школы экономики не исключают, что правительству и ЦБ ради выполнения социальных обязательств придется пойти на девальвацию рубля, хотя Центробанк отвергает подобную логику. А экономисты Citigroup прогнозируют, что по итогам года отток капитала из России может превысить прошлогодний уровень и достичь $90 млрд.
Снижение цен на нефть продолжалось уже три месяца. Для России особенно неприятно, когда главный сырьевой товар дешевле $100 — относительно комфортной для российского бюджета цены. Однако во вторник марка Brent (ее цена — эталон и для российской Urals) вновь превысила этот психологически важный рубеж. Рост отчасти связан с ситуацией на сырьевом рынке — в ответ на санкции ЕС Иран пригрозил перекрыть Ормузский пролив, один из основных маршрутов мирового нефтяного экспорта. Еще важнее то, что инвесторы все еще находятся под впечатлением успешных итогов прошедшего на минувшей неделе саммита лидеров ЕС и надеются, что на днях Европейский центробанк объявит о новых мерах по стимулированию экономики. Российский рынок предсказуемо отреагировал на подорожавшую нефть — индекс ММВБ вырос на 2,5%.
Ситуация в реальном секторе вроде бы подтверждает такие настроения. Как следует из обнародованных во вторник данных Росстата, в мае ускорился рост промышленного производства в основных отраслях. Темпы роста в годовом исчислении повысились с 2,8% в апреле до 4,4% в мае.
Но в очередном выпуске бюллетеня «Новый КГБ (комментарии о государстве и бизнесе)», подготовленном Центром развития Высшей школы экономики, промышленный рост называют не иначе как «вялым». «Сохраняющаяся неопределенность ситуации на внешних рынках тормозит российскую промышленность, которая хотя и продемонстрировала в мае-июне 2012 года некоторое улучшение конъюнктуры, однако не имеет пока устойчивых внутренних источников роста», — пишут главный экономист Центра развития Валерий Миронов и аналитик Дарья Авдеева. К тому же один из главных факторов улучшения ситуации в мае — скачок госрасходов, которые выросли в годовом исчислении на 30%.
Научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич полагает, что «результаты второй половины года теперь во многом зависят уже не от внутренней ситуации, а от внешних факторов». А они, несмотря на позитивные новости последних дней, не обещают ничего приятного. «Оптимизм инвесторов вызван объявлением мер по спасанию экономик Южной Европы. Но фундаментальные проблемы эти меры не решают. Поэтому уже этой осенью в Европе может начаться новый виток кризиса», — говорит Гурвич.
В таком случае цены на нефть будут вести себя соответственно. Если начнется новая глобальная рецессия, больших объемов топлива потребителям попросту не потребуется и никакой иранский демарш не сможет повлиять на ситуацию. Для России это те самые «внешние факторы», которые влияют и на состояние бюджета, и на настроения инвесторов.. Экономисты из Citigroup предрекают, что по итогам 2012 года отток капитала может составить $90 млрд. Эта цифра сильно расходится с прежними оценками Минэкономразвития. По расчетам ведомства, в этом году страну покинет всего лишь $15—25 млрд.
Директор Центра развития Наталья Акиндинова даже предполагает, что снижение бюджетных доходов может заставить власти сознательно пойти на девальвацию рубля. Подешевевший рубль поможет выполнить социальные обязательства государства. «Хотя глава ЦБ гн Игнатьев обычно с гневом отвергает такую возможность, с учетом всех обстоятельств этот вариант представляется нам вполне вероятным», — пишет Акиндинова. «Девальвация может произойти, если цены на нефть очень сильно упадут. Но это произойдет не
Александра ПОНОМАРЕВА