В Великобритании начинается крупнейшее в истории страны парламентское расследование деятельности банковского сектора. По его итогам власти обещают провести масштабную банковскую реформу, призванную защитить вклады населения от спекуляций на финансовых рынках и ввести в Великобритании самые жесткие и прозрачные в мире правила начисления бонусов и зарплат банкиров.
Поводом для расследования стал скандал вокруг одного из крупнейших британских банков Barclays. Банк обвиняют в том, что в разгар экономического кризиса он скрыл свое истинное финансовое положение. Как выяснилось, в 2005—2009 годах банк в своих финансовых отчетах манипулировал ставками, по которым он получал и предоставлял кредиты на межбанковском рынке (Лондонские ставки межбанковского кредитования Libor).
Банк уже оштрафован органами финансового контроля Великобритании и США на 291 млн фунтов, а отдел Скотланд-Ярда по особо крупным финансовым преступлениям сообщил о возможности возбуждения уголовного дела.
Сотрудники банка, обвиненные в подтасовках, утверждают, что на волне экономического кризиса подобная практика была широко распространенной и не имела корыстных целей: банки пытались избежать паники на финансовом рынке, и поэтому занижали в отчетах проценты для того, чтобы создать впечатление, что у них нет проблем с получением краткосрочных кредитов.
Однако орган, занимающийся контролем деятельности лондонского сити (FSA), в ходе собственного расследования обнаружил электронную переписку сотрудников Barclays, из которой следует, что на подобных манипуляциях с банковскими ставками трейдеры различных банков зарабатывали огромные деньги. Выяснилось также, что банк в своих отчетах регулярно завышал ставку и в докризисный период.
Привлечь махинаторов к ответственности, однако, будет непросто, поскольку британское уголовное законодательство в банковской сфере безнадежно устарело. В отличие от США, где финансовое регулирование более жесткое, и уличенные в таких махинациях банкиры оказываются за решеткой, в Великобритании в подобных случаях дело обычно заканчивается отставкой. В Barclays уже ушли в отставку председатель совета директоров Маркус Эйнджиус и глава банка Боб Даймонд. В среду глава Barclays предстанет перед парламентским комитетом. Именно он возглавлял инвестиционное подразделение банка Barclays Capital, когда его сотрудники манипулировали ставкой.
Проработавший в Barclays 16 лет Боб Даймонд горит желанием отстоять свою репутацию. Но для банкиров в Великобритании сейчас не лучшее время. Британские комментаторы в один голос говорят о том, что скандал с Barclays — лишь верхушка айсберга, демонстрирующая прочно укоренившуюся в банковской сфере культуру беспринципной наживы и безграничной жадности. В глазах общественного мнения после кризиса 2008 года банкиры превратились из гарантов финансовой стабильности в беспринципных спекулянтов чужими деньгами.
«Британцы хотят от нас, чтобы, во-первых, нечистоплотные банкиры были наказаны и, во-вторых, чтобы мы извлекли уроки из этой истории», — заявил премьер страны Дэвид Кэмерон, объявляя о начале расследования в банке Barclays.
По словам премьер-министра, парламентский комитет, отвечающий за расследование, получит чрезвычайно широкие полномочия, в том числе полный доступ к банковским финансовым документам и право допрашивать под присягой не только финансистов, но и министров нынешнего и предыдущих правительств. Итоги расследования будут представлены уже в январе для того, чтобы их учли разработчики закона о банковской реформе, обещанного к началу будущего года.
Закон, в частности, предполагает, что в крупных банках вклады от населения будут отделены от активов подразделений, занимающихся инвестициями. Кроме того, закон обяжет банки в случае банкротства расплатиться по вкладам населения, прежде чем начать возвращать деньги инвесторам. Такая система, как предполагается, позволит сократить в случае банкротства банка нагрузку на налогоплательщика.
По словам премьер-министра, цель реформы — не только защитить деньги рядовых вкладчиков, но и ввести в Великобритании «самые жесткие и самые прозрачные в мире» правила, касающиеся бонусов и зарплат банкиров, ужесточить уголовное преследование за махинации на финансовых рынках и усовершенствовать правила работы лондонского сити.
Консерваторы уже сейчас обвиняют бывшее правительство лейбористов в том, что именно оно отказалось от попыток ввести строгие банковские законы, которые сделали бы нынешний скандал невозможным. Но лидер лейбористов Эд Миллибэнд принимать упреки не намерен. Пытаясь перехватить инициативу, он заявил, что объявленного правительством консерваторов парламентского расследования явно недостаточно. Он призвал к полномасштабному судебному расследованию деятельности банков. «Проблема не в Бобе Даймонде, проблема в культуре и практике всей банковской системы, поэтому нам необходимо открытое, независимое судебное расследование», — заявил лидер оппозиции.
Пока политики соревнуются в решимости бороться с банкирами, британская пресса смотрит на них с иронией. Как пишет газета Independent, «есть
Александр БАРАНОВ