Вечером в пятницу — с 17.10 до 20.10 мск — держатели карт Сбербанка не могли ими пользоваться. Ни в России, ни за рубежом картами банка было невозможно ни расплатиться, ни снять наличные из банкомата. При этом банкоматы «Сбера» функционировали нормально — владельцы карт других банков могли пользоваться ими.
Это первый столь масштабный «катаклизм» в истории Сбербанка, признает старший вице-президент банка Виктор Орловский. «В масштабах Сбербанка, на карты которого перечисляются пенсии, зарплаты бюджетников по всей стране, у которого десятки миллионов карточных клиентов, три часа простоя — это серьезная проблема», — говорит глава дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев. Обычно по всей сети Сбербанка ежечасно проходит от нескольких десятков тысяч до миллиона транзакций с картами — в зависимости от дня недели, времени суток и проч., добавляет Орловский.
Причина сбоя — ошибка в работе базы данных процессинга, продолжает он. В пятницу после 17.00 произошел сбой. Такие случаи нередки, обычно проблема решается за 5—7 минут — база переносится на резервный центр обработки данных. «Но в пятницу перенос данных на резервный центр был прерван
Явных причин,
В 20.10 пятницы обслуживание карт было полностью восстановлено.
Но в субботу после 14.00 возникли проблемы с банкоматами Сбербанка в столице: в некоторых отделениях пенсионеры не могли снять в банкомате свои пенсии, сообщил «Прайм». «Это локальные проблемы в Москве и еще нескольких городах — они длились несколько минут и не были связаны со сбоем в пятницу», — говорит Орловский.
Объем инвестиций Сбербанка в IT на 2012 г. составляет около $1 млрд. В последнее время банк внедряет большое количество новых сервисов, проводит масштабную трансформацию IT и это «некоторым образом дестабилизирует систему», указывает Орловский. Но главный фактор — «беспрецедентные объемы данных», которые обрабатывает «Сбер». У банка 70 млн активных карт, около 50 000 банкоматов и терминалов, ежедневно «Сбер» проводит до 150 млн транзакций, указывает Орловский.
Такие сбои периодически происходят у всех банков, но уникальность Сбербанка — огромные объемы информации, говорит директор развития бизнеса процессинговой компании «Мультикарта» Павел Тулубьев. «Для любого банка подобные сбои — это репутационный ущерб», — продолжает он. Такие ситуации побуждают клиентов завести вторую карту другого банка, в результате банк лишается части средств с карточных счетов клиентов.
В банке пока не оценили убыток от трехчасового простоя процессинга. Последний серьезный сбой у Сбербанка произошел 3 мая: в течение часа не работали банкоматы и не обслуживались карты в Москве и Санкт-Петербурге. Тогда, по словам Орловского, недополученный доход от операций составил несколько десятков миллионов рублей.
Ночная смена
После сбоя Сбербанк мобилизовал глобальных партнеров — поставщиков IT-систем — IBM, Oracle, Hewlett-Packard, Symantec. Это первый подобный случай. В субботу и воскресенье более 250 специалистов этих компаний и около 30 человек в Сбербанке разбирали ситуацию, чтобы понять причину сбоя. Сам Орловский в выходные с работы не уходил — штаб-квартиры партнеров находятся в США, поэтому работать пришлось ночью.
Наталия БИЯНОВА