Такер, который до сих пор считался основным кандидатом на пост председателя Банка Англии (возглавляющий его Мервин Кинг, уходит в 2013 г.), сегодня будет давать показания парламентскому комитету. Последний разбирается, как банк Barclays и, по-видимому, другие крупнейшие банки пытались манипулировать ставками на межбанковском рынке, прежде всего Libor. Эта ставка считается основным мировым ориентиром стоимости денег, к ней привязаны кредиты во всем мире на сумму около $360 трлн.
В прошлую среду перед комитетом выступал Боб Даймонд, который днем ранее ушел в отставку с поста генерального директора Barclays. В начале прошлой недели об отставке объявили также председатель совета директоров банка Маркус Эйджиус и директор по операционной деятельности Джерри дель Мисьер. Назадолго до этого Barclays сообщил о заключении мирового соглашение с регуляторами Великобритании и США на $453 млн. признав, что с конца 2007 г. по май 2009 г. подавал в Британскую банковскою ассоциацию (ВВА), которая рассчитывала Libor на основании данных от 16 банков, заниженные котировки привлекаемых им на межбанковском рынке кредитов.
Перед выступлением Даймонда в парламенте Barclays распространил его записку, направленную двум коллегам после разговора с Такером в октябре 2008 г. Такер сказал, что высокопоставленные чиновники правительства обеспокоены тем, что котировки Libor, которые Barclays подает в ВВА, зачастую самые высокие из всех, что предоставляют банки. «Такер заявил… что хотя он уверен, что нам не нужен совет, не обязательно должно быть так, чтобы наши данные были столь высоки, как в последнее время», — написал Даймонд, который тогда возглавлял инвестбанковское подразделение. Один из адресатов, Мисьер, воспринял это как инструкцию предоставлять заниженные котировки, утверждают в Barclays.
Информация о том, что свою роль в скандале сыграли не только банкиры, но также ведущие чиновники правительства и представители центробанка, вызвала бурю негодования в Великобритании. «То, что вы написали, фактически означает, что министры или чиновники просили вас смошенничать при предоставлении котировок», — заявил Даймонду Майкл Фоллон, член парламента от консервативной партии. Во время кризиса высокие ставки, по которым банки привлекали кредиты, могли дать окружающим понять, что участники рынка сомневаются в их финансовой устойчивости.
В субботу один банковский топ-менеджер, считающий себя другом Такера, сказал, что его шансы возглавить Банк Англии «сильно подорваны», передает корреспондент The Wall Street Journal.
Между тем, комиссар Еврокомиссии по финансам Мишель Барнье заявил, что готовит предложения, которые во всем Евросоюзе сделают уголовно наказуемыми попытки манипулировать рыночными индикаторами, такими как Libor и аналогичная ставка в еврозоне Euribor. Кроме того, он призвал к фундаментальному пересмотру правил расчета Libor. Манипулирование ставкой Барнье назвал «предательством», которое может иметь «системные последствия», передает Financial Times.
Офис Барьне проанализирует, стоит ли регуляторам брать под надзор рыночные ориентиры и индексы, сказал комиссар FT. Это может занять несколько месяцев, но в ближайшие две недели Барнье пообещал подготовить поправки к директиве о манипулировании на рынках, которая была опубликована в 2011 г.
Возмутительным назвал «передергивание» банками ставок Libor американский конгрессмен Барни Фрэнк, который после кризиса с коллегой Кристофером Доддом подготовил закон о реформе регулирования финансового сектора. В США предоставление ложных цен на рынке уже считается незаконным, но Фрэнк сказал FT, что конгресс должен провести слушания и поставить на них вопрос о структуре расчета Libor.
Михаил ОВЕРЧЕНКО