Девальвация евро неизбежна, уверены экономисты Merrill Lynch. Сократить потерю конкурентоспособности может снижение курса евро к доллару минимум на 20%. И это единственный способ сохранить еврозону в существующем формате. Но инвесторы расценят девальвацию как частичный дефолт, предупреждают финансисты.
Только девальвация евро может спасти единую валюту, к такому выводу пришли экономисты Bank of America Merrill Lynch. Во-первых, слабый евро существенно сократит стимулы для любой из стран выйти из зоны евро. «Например, падение евро на 20% к доллару может почти наполовину сократить потери конкурентоспособности Италии относительно США с момента введения евро», — подчеркивается в аналитической записке Bank of America Merrill Lynch.
В 17.39 по московскому времени в пятницу стоимость 1 евро составила $1,2214 — это самое низкое значение с мая 2010 года, когда перегруженная долгами Греция обратилась за финансовой помощью. Максимальных значений курс евро достигал на фоне разрастания ипотечного кризиса в США весной-летом 2008 года, приведшего к глобальному финансовому кризису.
О невысокой конкурентоспособности европейских экономик по сравнению с американской свидетельствуют данные по издержкам на рабочую силу в расчете на единицу произведенной продукции. Если в начале 2000-х годов затраты на одного рабочего были сопоставимы в США, Германии, Италии, Испании, Португалии и были на уровне $100, то уже в 2010 году затраты в США составили $120, в Германии — чуть выше $140, тогда как в Греции почти $200, в Италии около $190, а в Португалии и Испании до $180.
«В результате девальвации более сильный рост экспорта Германии в страны, не входящие в зону евро, позволит Германии больше закупать из других европейских стран. А уверенный внешний спрос даст периферийным странам время для проведения структурных реформ и ужесточения бюджетной дисциплины», — подчеркивается в записке.
Анализ Bank of America Merrill Lynch показывает, что у еврозоны два пути — развалиться или допустить большую девальвацию. «Учитывая, что первый путь также связан с более слабым евро, по крайней мере в переходный период, девальвация евро неизбежна. Это подтверждается и тем, что реальные ставки в США уже настолько низкие, что дальнейшее ослабление денежно-кредитной политики в США не будет столь негативным для доллара», — пишут эксперты банка. Тем не менее Bank of America Merrill Lynch пока не торопятся резко снижать прогноз по динамике пары евро/доллар в среднесрочной перспективе
Другой вариант спасения еврозоны от развала предложили Deutsche Bank — введение параллельной валюты в Греции, кандидате на выход из еврозоны.
Альтернативная валюта (geuro от Greece и euro) помогла бы стране сбалансировать бюджет без финансовой поддержки со стороны Международного валютного фонда, Евросоюза и Европейского центробанка. Это формально позволяет греческим властям отказаться от программы сокращения госрасходов, поскольку для выплаты зарплат госслужащим и оплаты по госконтрактам можно использовать псевдовалюту. По форме это передаваемые долговые обязательства правительства Греции, которые в условиях дефицита настоящих евро могли бы получить широкое распространение и выполнять функции валюты, объяснял ранее главный экономист франкфуртского офиса Deutsche Bank Томас Мейер. По оценке эксперта, иностранные кредиторы хоть и не поверят в эквивалентность гевро и настоящих евро, но будут готовы принимать квазивалюту с дисконтом в 50%. Таким образом Греция могла бы фактически провести девальвацию валюты, не выходя из еврозоны.
Девальвация евро по сценарию Merrill Lynch значительно снизит величину европейского долга, номинированного в евро, но такой шаг не понравится инвесторам, считают эксперты. «Девальвация будет расценена как частичный дефолт, что моментально снизит оценку качества стран еврозоны как заемщика и поставит под вопрос дальнейшее обслуживание долга», — объясняет ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов.
По словам эксперта, девальвация позитивно скажется на экспортоориентированных отраслях, но приведет к росту цен на углеводороды, что может свести на нет конкурентные преимущества от девальвации. «Евро — свободно плавающая валюта, ее курс определяется уровнем ставок, инфляцией, спросом и предложением на европейские активы. Складывающаяся ситуация как раз способствует ослаблению евро — нельзя сказать, что эта политика проводится осознанно», — подчеркивает аналитик «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин.
Ольга ТАНАС