Развитие стандартов корпоративной культуры в банковском секторе во многом определяется политикой регулятора. С одной стороны, банки, как и любые публичные организации, должны демонстрировать хорошие финансовые результаты и показывать, что они готовы делиться доходами с акционерами. С другой стороны, ЦБ постоянно повышает требования к капиталу, что вынуждает собственников направлять прибыль на капитализацию.
По итогам 2011 года банковский сектор России получил рекордную прибыль — 848 млрд рублей. Это в полтора раза больше, чем в 2010 году. Совокупная прибыль уральских банков выросла еще больше — в три с лишним раза.
Надо сказать, что доля российских банков, предпочитающих платить дивиденды акционерам, постоянна, и не превышает четверти от действующих кредитных организаций. Как правило, стандартам корпоративной культуры, а дивидендная доходность считается элементом привлекательности компании, предпочитают следовать крупные организации: так, в топ-20 стабильно начисляют дивиденды 60% банков. В следующей группе (с 21 по 50 места) — таких уже только 33%, а среди банков, занимающих в рейтингах строчки ниже 500-й, — всего 19%. В разрезе форм собственности ситуация выглядит следующим образом: из банков, зарегистрированных в форме ОАО, платящих дивиденды 31%, ЗАО — 24%, ООО — 16%.
На территории Урала и Западной Сибири пик активности пришелся на 2007 год: тогда 31 организация на годовых собраниях акционеров приняла решение о начислении. Мы связываем это не только с ростом бизнеса, но и новыми возможностями привлечения капитала на публичных рынках: в этот период региональные банки начали выходить на облигационные заимствования, многие вели переговоры о привлечении в капитал международных инвесторов, прежде всего ЕБРР. Кризис заставил компании сжаться, и вздохнуть свободнее многие смогли только в 2011-м.
«До 2012 года собственники придерживались политики капитализации дивидендов, средства шли на развитие банка. В этом году хорошее финансовое состояние банка и высокие показатели позволили начислить дивиденды», — объясняет вице-президент УБРиР Алексей Крохин. Аналогичная мотивация и у собственников другого крупного регионального банка «Кольцо Урала»: «До 2011 года основным принципом дивидендной политики было сохранение всей прибыли в резервных фондах банка, а также реинвестирование прибыли в капитал. Но по итогам 2011 года в связи с ростом объемов бизнеса банка, укреплением позиций кредитного учреждения на рынке банковских услуг региона впервые с 2004 года было принято решение выплатить дивиденды участникам», — говорит председатель правления Сергей Грудин.
Однако мы бы не стали проводить жесткую параллель между собственно финансовым результатом и решениями акционеров. Например, СКБ-банк, несмотря на рост прибыли почти в три раза, решил в этом году направить ее на дальнейшую капитализацию. В целом в 2011 году прибыль 16-ти банков, исправно платящих дивиденды, выросла на 82%, а дивиденды, выплачиваемые этими же банками, уменьшились на 5%.
Придерживать заработанное собственников заставляет постоянная гонка за уровнем капитала, необходимого для роста бизнеса. И прибылей для этого хватает не всегда. В целом по стране с 2007 по 2010 год дивиденды составили лишь 17% от сумм, внесенных акционерами в капиталы, причем капитализация банков за счет дополнительных эмиссий превосходит капитализацию за счет прибыли на 27%.
В этой связи мы предлагаем следующую классификацию кредитных учреждений, сделанную по результатам анализа их финансовых результатов и дивидендной политики в 2007—2010 годах.
В первую группу входят банки, чьи дивиденды превышают взносы акционеров в капитал. В целом по стране их 15%. Среди них есть такие, которые вообще не получали средства от акционеров, например Газпромбанк, «Русский стандарт», Хоум-кредит. На Урале к этой группе (всего 14 банков) относятся Челиндбанк, Кредит-Урал банк, Уралтрансбанк, Снежинский.
Вторая группа — банки, у которых дивиденды меньше взносов акционеров в капитал, но все же капитал растет преимущественно за счет прибыли. По России таких 34%. К этой группе относятся Сбербанк, Юникредит, Транскредит, «Россия», Ситибанк. На Урале — УБРиР, Запсибкомбанк, Челябинвестбанк, Инвесткапиталбанк (всего 26 банков).
Наконец, третья группа банков, самая многочисленная, капитализация которых растет прежде всего благодаря акционерам. Таких в России — половина. Из крупнейших это ВТБ и ВТБ24, Россельхозбанк, Альфа-банк, Райффайзенбанк. Как правило, основные вливания акционеров в капитал пришлись на 2008—2009 годы, когда особенно ощущался недостаток капитала. На Урале к этой группе относятся Ханты-Мансийский банк, СКБ-банк, Меткомбанк, Сургутнефтегазбанк, «Кольцо Урала», Урал ФД.
Впрочем, по результатам двух последних лет появилась четвертая группа — банки со снижающимся капиталом, в числе которых уже 6% российских кредитных учреждений, в том числе шесть уральских.
Сергей СЕЛЯНИН, Ирина ПЕРЕЧНЕВА
Таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.