Morgan Stanley и Goldman Sachs занимаются не только торговлей, но и поставками нефти еще с 1980-х гг. Однако в последнее время и они, и другие финансовые институты активизировали работу на рынке физической нефти.
Goldman Sachs, например, уже стал крупнейшим поставщиком нефти и покупателем нефтепродуктов для НПЗ компании Alon USA в Калифорнии, Луизиане и Техасе. Morgan Stanley поставляет нефть на НПЗ в штате Огайо, принадлежащий PBF Energy, а также покупает на двух других заводах компании — в штатах Делавэр и Нью-Джерси — бензин, дизель и смазочные материалы. А JPMorgan Chase в июле согласился поставлять нефть крупнейшему и старейшему НПЗ на Восточном побережье США и покупать у него нефтепродукты. Это произошло сразу после того, как бывший владелец предприятия — компания Sunoco (намеревавшаяся закрыть завод в августе) договорилась о создании СП с фондом прямых инвестиций Carlyle Group.
Прежде всего банки ориентируются на независимых переработчиков нефти. Сотрудничество с банками позволяет таким компаниям сократить время хранения нефти и нефтепродуктов, снизить риски и улучшить балансовые показатели, указывает Блайт Мастерс, начальник глобального отдела сырьевых товаров JPMorgan. В среднем нефтеперерабатывающие компании используют 75—80% открытых им кредитных линий, что оставляет мало возможностей по наращиванию бизнеса и сокращает свободу маневра при росте цен на нефть, добавляют банкиры.
Активизация банков на рынке физических поставок продиктована желанием сохранить позиции в условиях ужесточения правил торговли нефтяными деривативами: новые нормы ограничивают размер фьючерсной позиции финансовых игроков. Однако банки могут использовать физические поставки в зачет своей квоты на открытие позиций.
А усиление роли банков в этом сегменте связано, в частности, с высокими ценами на нефть, которые создают проблемы с поддержанием необходимых запасов для «независимых» НПЗ, отмечает вице-президент крупнейшего независимого нефтетрейдера Vitol Джеймс Дайер: «Это позволяет банкам выступать посредниками». В итоге банки вступают в конкуренцию с традиционными нефтетрейдерами, такими как Glencore и Vitol, а также с вертикально-интегрированными компаниями вроде BP, Royal Dutch Shell и Chevron.
Грегори МЕЙЕР
FT, перевод Михаила ОВЕРЧЕНКО