В Канаде от жары плавятся новые полимерные доллары, а у россиян другая проблема — фальшивые деньги. Во втором квартале, по данным Центробанка, из обращения изъяли свыше 20 тысяч подделок — больше, чем в начале года. Но фальшивомонетчики не устают вводить в оборот новые. Причем имитировать пытаются даже модифицированные банкноты с высокой степенью защиты.
За последние семь лет объем наличных в обращении вырос в России больше чем в четыре раза, и на начало года достиг 6,9 триллиона рублей. Симпатией жителей страны к «живым» деньгам активно пользуются мошенники. Они наводняют рынок не только липовыми банкнотами, но и монетами.
Как рассказали «РГ» в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, поддельные деньги делают в основном на Кавказе. «Печатные станки» силовики обнаруживают и в московских квартирах, но реже.
В оборот продукция фальшивомонетчиков попадает через третьи руки. Банкноты и монеты сбываются посредникам за полцены, а те распространяют их через рынки и торговые точки, где нет специального оборудования для проверки подлинности.
Есть банкноты, которые специально изготавливаются для распространения в банкоматах. В этом случае на поддельные деньги наносятся защитные признаки, по которым «машина» сделает вывод, что банкнота настоящая.
Чаще всего подделывают тысячерублевые купюры — они в нашей стране самые ходовые. До недавнего времени доля липовых банкнот именно этого номинала превышала 90 процентов. После того как в 2010 году Центробанк усилил ее защиту, «левых» тысячерублевок стало заметно меньше.
Для изготовления липовых денег в ход идет полный набор технических приспособлений, включая струйные принтеры и копировальные аппараты. По мере развития технологий фальшивомонетчики научились подделывать машиночитаемые защитные признаки и даже инфракрасные метки, которые видны лишь в специальном диапазоне излучения.
Некоторые пираты денежного рынка используют для изготовления фальшивок сувенирные банкноты. Их частично изменяют и пытаются выдать за настоящие. Именно поэтому в МВД разработали законопроект, который запрещает выпускать в России «игрушечные» деньги. В ЦБ эту инициативу поддерживают.
Кстати, подделывают умельцы не только рубли, но и заграничную валюту: доллары, евро, а также экзотические китайские юани и британские фунты стерлингов. Но масштабы здесь поменьше.
Во втором квартале нынешнего года, по данным ЦБ, из оборота изъяли чуть больше 700 фальшивых денежных знаков. В основном это были доллары.
Человеку, поневоле оказавшемуся обладателем фальшивой банкноты, специалисты советуют ни в коем случае не пытаться ее сбыть. За это законом предусмотрено серьезное наказание — лишение свободы сроком до восьми лет со штрафом до миллиона рублей. Можно потребовать компенсацию за фальшивку, но шансов на успех мало.
«Человек, получив, к примеру, в банке поддельную купюру, может пойти с ней в полицию, — комментирует «РГ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Если правоохранители проведут проверку, найдут в банке другие фальшивые деньги и серии на банкнотах совпадут, у человека будет возможность, подав иск в суд, добиться компенсации. Но это в теории. Представить, что такое возможно на практике, сложно. Так что единственный выход — смириться с потерей».
Случается, что купюра только кажется подозрительной, и под этим предлогом ее не принимают. Свидетелем такой ситуации стал корреспондент «РГ»: в аптеке женщине-инвалиду вернули тысячную купюру, которую, по ее словам, ей накануне выдали в банке, когда она получала пенсию. Специального устройства для проверки подлинности денег в аптеке не было, но это не помешало кассиру отправить пенсионерку восвояси.
«Кассиру следовало сообщить о случившемся в полицию, — говорит экс-финансовый омбудсмен Павел Медведев. — В полиции могли бы провести экспертизу, определить, действительно ли купюра фальшивая». Однако это опять же в теории. «Когда речь идет о сравнительно небольших деньгах — тысяче рублей, вряд ли стоит ожидать, что правоохранители будут тратить на это время», — заключает Медведев.
По мнению главы Ассоциации российских банков, исполняющего обязанности финансового омбудсмена Гарегина Тосуняна, если «неопределяемые» купюры выдал банкомат или кассир банка, нужно не пожалеть времени, написать официальное заявление с тем, чтобы в банке провели внутреннее расследование.
«Никто не отменял презумпцию добросовестности и порядочности клиента, — замечает Тосунян. — Хотя не бесспорный факт, что купюры обменяют».
Татьяна ЗЫКОВА, Юлия КРИВОШАПКО